Кибербуллинг и травля в школе: как защитить детей от нападок и издевательств
Газета "Нижегородская правда" №38 от 29.06.2022
Подписка на газетуВ начале июня всю страну потрясла трагедия, произошедшая в Нижнем Новгороде. Пятиклассник жестоко убил своего сверстника в подъезде. По словам родителей 13-летнего мальчика, на убийство его толкнула травля со стороны жертвы. Насколько это соответствует действительности, предстоит разобраться следствию, однако о том, что распространённость буллинга растёт, говорят и эксперты, и опросы детей и родителей. С развитием IТ-технологий на первый план выходит так называемый кибербуллинг, и бороться с ним ещё сложнее, чем с травлей оффлайн. Так как же помочь нашим детям?
Смех сквозь слёзы
В пятом классе я перешла в новую школу. От одноклассника Вити все шарахались, как от прокажённого. Если кто-то случайно его коснулся, нужно было срочно тронуть другого одноклассника, чтобы передать «заразу» другому, остальные «затирались» – трясли рукой, защищаясь. Все смеялись, носились по классу, Витя улыбался, хотя сейчас я понимаю, что ему было не до смеха.
Это продолжалось не один учебный год. Мне было очень жаль Витю, и меня очень раздражала эта «игра». И однажды я вместе с парой других ребят приклеилась к стулу намертво, наотрез отказавшись убегать и «затираться». Мне повезло, в моём классе такие зубрилы, как я, были на хорошем счету, и травить Витю вскоре перестали.
В старших классах с приходом новых одноклассников всё резко изменилось. Меня, отличницу, саму травили – оскорбляли, драли за волосы, забивали мне «стрелки» за школой после уроков. Я до сих пор помню этот животный страх и беспомощность. Но тогда и слова-то такого не было – «буллинг». Сегодня про буллинг не слышал только ленивый. Но несмотря на повсеместное изучение, универсального средства борьбы с ним нет до сих пор.
«О том, что над моей дочерью издеваются одноклассники, я узнала только спустя год, – поделилась опытом нижегородка Оксана Ерёмина. – Всё началось с подачи одной из девочек. Сначала шуточки, потом оскорбления, в итоге дошло до рукоприкладства. Дочь мне ничего не говорила, учителя якобы тоже не замечали. А в прошлом году накануне 1 сентября моя девочка закатила истерику, не желая идти в школу, и всё мне рассказала. Я была в ужасе и растерянности. Посчитала, что решение нужно принимать быстро, и мы перевелись в другую школу. Посещаем детского психолога, чтобы подобное не повторилось».
Вышли в онлайн
С развитием социальных сетей на первый план вышел кибербуллинг – травля в интернете. По данным мониторинга центра «Безопасность 2.0» Российского фонда мира, в III квартале 2021 года случаев интернет-травли несовершеннолетних было на 43% больше, чем за весь 2020 год. Такая травля не прекращается с наступлением школьных каникул, может продолжаться весь год, круглые сутки, а агрессор может находиться за десятки и тысячи километров от жертвы. Последствия могут быть катастрофическими. О цифровых жертвах говорили на конференции «Цифровая индустрия промышленной России».
«Когда я в школе учился, у нас кибербуллинга не было, у нас буллинг был. Подрались с кем-то, пришёл домой в синяках, родители увидели и понимают, что что-то произошло, – говорит. – А здесь ребёнок сидит месяц-два, и его травят. И переживания эти могут быть более серьёзными. Возникают проблемы со сном, питанием. Есть много описанных случаев самоубийства».
Большая проблема кибербуллинга заключается ещё и в том, что здесь агрессором быть проще. Можно спрятаться за монитором и писать язвительные комментарии, или отправлять запугивающие сообщения, или даже просто поддерживать агрессора лайками. И если отъявленного хулигана видно, то за интернет-травлей может стоять вполне себе прилежный ребёнок.
«Ежегодно мы проводим исследование, которое касается цифровой жизни детей и отношения родителей к этому, – рассказал руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко. – Так или иначе в вопросах, которые мы задаём и детям, и родителям, присутствуют вопросы, связанные с кибербуллингом. Основная тенденция такова: дети, как правило, не рассказывают родителям о том, что они столкнулись с кибербуллингом. На вопрос, участвовал ли сам ребёнок в травле, родители однозначно отвечают, что нет, а дети отвечают, что участвовали. И эта разница достаточно показательна, родители зачастую не знают, чем занимается ребёнок в интернете. Стоит задуматься о том, что если ребёнок участвует, но у него нет понимания, что это плохо и что так делать не нужно».
Правила безопасности
Эксперты сходятся во мнении, что тотальный контроль, ограничение времени, которое ребёнок проводит с гаджетами, и прочие воспитательные меры работают далеко не всегда и не со всеми детьми. Настраивание доверительных отношений тоже.
«Зачастую ребёнок в подростковом возрасте не готов прийти к родителям и рассказать о травле, – сказала психолог, гештальт-терапевт, преподаватель Московского института гештальт-терапии и консультирования Полина Зелексон. – Важно, чтобы у ребёнка были другие локации разместить свои переживания, другой взрослый, который сможет ему помочь, интернет-сообщество, в котором жертвы буллинга могли бы получить поддержку».
Также эксперты в один голос заявили о необходимости введения уроков кибербезопасности в школе. На практике оказывается, что воспользоваться элементарными настройками приватности в социальной сети могут далеко не все дети.
Поучиться стоит и самим родителям.
«Многие родители старше своих детей на 20 – 25 лет, и те нормы, которые есть в детском интернет-сообществе, те оскорбления, которые воспринимаются детьми как оскорбления, родителями могут не восприниматься таковыми, – отметила Полина Зелексон. – Родители не всегда могут воспринять всю ту остроту переживаний, которая есть у ребёнка, и в этом ещё одна сложность. Родителю нужно быть способным к диалогу с ребёнком, к тому, чтобы понимать те триггерные точки, которые запускают особые переживания ребёнка и делают его особо уязвимым в этой ситуации».