Классная мама: кто и почему выбирает семейное обучение?
Газета "Нижегородская правда" №65 от 01.09.2021
Подписка на газетуУчебный год 1 сентября начинается с линейки в школе. Но не для всех. Немало семей выбирают семейное образование. В прошлом учебном году, по данным регионального министерства образования, в Нижегородской области на семейном обучении находились 803 школьника. Оно стало многих привлекать, особенно после вынужденного школьного дистанта из-за пандемии. Что это за учёба, кто и почему её выбирает?
Счастливы вместе
Семейное и домашнее обучение – не одно и то же. На домашнее ребёнка переводят по медицинским или педагогическим показаниям, через специальную комиссию. К нему приходят учителя. То есть за учёбу отвечает школа. А на семейном – семья.
Нижегородка Анна Важдаева – педагог Нижегородского ресурсного центра обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий при интернате для слепых и слабовидящих детей. Для своей дочки Агнии она выбрала семейное обучение.
– Я работаю дома за компьютером, – рассказывает Анна. – Большую часть года мы проводим за городом, живём в деревенском доме с интернетом и всем необходимым. Мы не хотели это менять, а школа непременно привязала бы нас к городу. Дочка не ходила в садик и с началом учёбы просто продолжила жить примерно как и раньше.
Несмотря на высшее педагогическое образование, Анна основательно подготовилась – прошла специальные тренинги для родителей, планирующих обучать детей дома.
– Это не всегда делают сами родители, – объясняет молодая мама, – есть онлайн-школы, репетиторы, родственники. Но в нашем случае – именно я.
Анна признаётся, что её привлекла свобода выбора – сроков, методов, пособий. И возможность максимум времени проводить с дочкой.
Проверка знаний
Нижегородка сходила в школу по прописке, написала заявление: выбираем семейную форму обучения.
– Потом я провела маленькое «маркетинговое исследование», – продолжает наша собеседница. – Нужно было куда-то прикрепиться для промежуточной аттестации. Варианты были: та же школа по прописке, или другая школа в нашем городе, куда следовало бы приезжать на аттестацию, или дистанционная аттестация.
Аттестационных центров оказалось много. Отличались они ценами.
– И условия разные, – продолжает Анна. – У кого-то – только тесты, кто-то по предметам типа физкультуры и рисования принимает справки из кружков, кто-то спрашивает полноценный экзамен перед камерой с онлайн-трансляцией на YouTube или письменные работы, которые надо скачать и распечатать, а потом отправить обратно. Некоторые центры предлагали онлайн-обучение на своих платформах, а кто-то – только аттестацию. В итоге выбрала для дочки центр с самой простой и приятной аттестацией – игровые тесты, тренажёры, никаких камер, доступ в любое время. Заплатила за 1‑й класс 8000 рублей – это было в прошлом году. И это не много. Может быть и другая цена. Разные же бывают платформы.
Оплатив счёт, Анна зарегистрировалась на сайте, выслала сканы документов, получила справку о зачислении дочки в 1‑й класс и отправилась в районный отдел образования по прописке, написала заявление. Её предупредили, что в конце года надо прийти со справкой об аттестации и написать новое заявление – на 2‑й класс.
Без звонка
Занятия на семейном обучении начинаются не обязательно 1 сентября и могут оканчиваться не в мае. Агния, например, сдала тесты за 1‑й класс в марте (по физкультуре, музыке, технологии, рисованию – теорию).
Деления на четверти нет, а уроки – без звонков.
– Мы учились везде, – рассказывает Анна, – перевозили с собой книжки и тетрадки, заглядывали в ноутбук. Важно, чтобы учёба была связана с жизнью реальной, не виртуальной. Электронные ресурсы мы применяли только на информатике. Я заказала в интернет-магазинах учебники. Было много всего дополнительного – книги познавательные и художественные. Слушали музыку, смотрели спектакли. Физкультура – на коньках и лыжах, технология – поделки не всегда по учебнику, но зато от души и с собственной фантазией. Я объясняла тему, садилась работать, а дочка шла делать задания. Потом в мою рабочую переменку мы обсуждали и, может, что-то исправляли. Иногда занимались больше, иногда меньше. Зато было время и на прогулки, и на игры.
Анна признаётся, что не загадывает, пойдёт ли Агния в обычную школу. А по поводу общения говорит, что у дочки его достаточно.
– Хотя в целом я за школы, – говорит нижегородка. – Но и за свободу выбора – и в общении, и в обучении, и вообще в жизни.