Кто из иностранных брендов ушел из России, а кто остался?
Газета "Деловая Газета НП" №29 от 23.05.2022
Подписка на газетуГромогласный уход зарубежных компаний из России принимает неожиданные формы. Одни бренды, собиравшиеся свернуть всю свою деятельность, продолжают спокойно работать. Другие спешно ищут инвесторов и перепродают бизнес. Третьи действительно захлопывают за собой дверь. Кто же какой путь выбрал и что в результате получат потребители?
На вкус и цвет
Для любителей фастфуда эта новость прозвучала как гром среди ясного неба. Сторонники ЗОЖ злорадно улыбнулись: компания «Макдоналдс» объявила, что окончательно покидает российский рынок.
«Гуманитарный кризис и ускорение неопределённости в бизнес-среде привели «Макдоналдс» к выводу, что дальнейшее владение бизнесом в России более нецелесообразно и не соответствует ценностям «Макдоналдса», – говорится в сообщении компании.
Теперь компания собирается продать рестораны в России «местному покупателю», однако использовать логотип и меню будет нельзя.
Примечательно, что, как ранее указывал сам «Макдоналдс», компания непосредственно управляет 84% ресторанов на российском рынке, остальные развивают франчайзи – то есть местные предприниматели, купившие франшизу. В некоторых СМИ появилась информация, что те рестораны, которые работают по франшизе, смогут эту работу продолжить.
Именно таким способом сохранила своё присутствие в России компания «Бургер Кинг». Ссылаясь на то, что российские рестораны работают по франшизе, бургерная спокойно продолжает работать.
Однако эксперты говорят, что многое всё-таки зависит от воли владельца бренда.
«По большому счёту если франчайзи захочет продолжать работать под вывеской «Макдоналдса», то у владельца бренда в текущей ситуации не будет рычагов воздействия в рамках международного права. Грубо говоря, куда «Макдоналдс» будет подавать в суд, если франчайзи ослушается и продолжит работу? В российский суд? Учитывая складывающиеся взаимоотношения с зарубежными странами, можно предположить, чем это разбирательство закончится, – говорит председатель совета директоров компании «Автосуши и Автопицца» Максим Бурганов. – Но есть одно большое «но». Франчайзинг – это не только вывеска. Это огромные логистические, производственные цепочки, и если головной офис их перекроет, то смысла находиться под вывеской не будет никакого. Бизнес-модель моего предприятия построена по тому же принципу, что и у «Макдоналдса». Мои франчайзи работают по большой цепочке поставок сырья, на информационных ресурсах, которыми я владею. Если оставить франчайзи «Макдоналдса» просто с вывеской, она ничего не даст: они не смогут повторить ни гамбургер, ни бигмаг, потому что у них нет и никогда не было доступа к технологиям. Если кто-то в Новосибирске захочет продолжать делать гамбургеры под брендом «Макдоналдса», он будет продолжать делать что-то, но это будет уже другой продукт, другой маркетинг, другие бизнес-процессы и скорость отдачи блюд».
Как стало известно на днях, бизнес «Макдоналдса» в России купит сооснователь «НефтеХимСервиса» Александр Говор. Как раз его компания управляла по франшизе 25 ресторанами «Макдоналдс» в Сибири. Теперь сеть фастфуда будет развиваться уже под новым брендом.
Обещают вернуться
С начала весны работу в России приостановили около 300 иностранных брендов. По словам директора Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексея Зубца, парад уходов иностранных брендов по большей части не имел рационального, экономического обоснования, а был акцией психологического давления. В 90% случаях, считает эксперт, уходящие компании легко могут заменить другие производители, в том числе местные.
Всё это время, пока двери магазинов зарубежных брендов были закрыты, они несли убытки, поскольку продолжали содержать помещения, платить зарплату сотрудникам и просто напросто не получали прибыли, которую могли бы получить, реализуя свои товары. Многие не скрывали, что ищут способ вернуться на российский рынок. Некоторые возвращались.
Так, немецкая Continental возобновила производство шин в Калуге под предлогом того, чтобы обеспечить работой своих сотрудников. Вернулась на рынок консалтинговых услуг, сменив бренд, канадская Colliers International. Сообщается, что уже в августе может снова открыть двери своих магазинов японская Uniqlo.
Неоднократно сообщалось, что варианты возобновления работы магазинов в России рассматривают IKEA и компания Inditex, которая владеет брендами Zara, Oysho, Massimo Dutti, Uterque, Stradivarius, Pull & Bear, Bershka и др. Правда, точные даты пока не называются.
Стоп, продано!
Другие выбрали путь, который сейчас проходит «Макдоналдс», – продать бизнес российским инвесторам.
Например, в середине марта немецкая компания OBI заявила о закрытии своих магазинов стройматериалов, а в конце апреля магазины сети снова начали открываться по всей стране. Вскоре стало известно, что немцы подыскали покупателя на российскую часть своего бизнеса в лице группы инвестиционно-строительных компаний МАХ. От бренда OBI, по всей видимости, как и в случае с «Макдоналдсом», придётся отказаться, зато на рынке стройматериалов в России останется мощный конкурент, а сотрудники сохранят работу.
Известно, что уже продали свой бизнес хлебопекарный холдинг Fazer и компания по производству молочной продукции Valio. Собирается продать свои АЗС компании «Лукойл» нефтегазовая компания Shell. О намерении продать свои активы заявили производители пива, датская Carlsberg Group и голландская Heineken.
Продать российское подразделение намерен польский ретейлер и производитель одежды LPP SA, владеющий брендами Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay.
А буквально на прошлой неделе были подписаны соглашения, которые предусматривают передачу акций Renault Россия городу Москве и акций «АВТОВАЗа» – государству в лице подведомственного Минпромторгу России ФГУП «НАМИ». В результате сделок 100% акций ЗАО «Рено Россия» будет владеть Правительство Москвы. 67,69% акций автоконцерна «АВТОВАЗ» переходят в собственность Российской Федерации.
«Передача доли Группы Renault государству позволит обеспечить сохранение управляемости «АВТОВАЗа» и возможность продолжения работы предприятия в условиях санкционных ограничений. Так мы сохраним ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места», – отметил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
В целом эксперты оценивают передачу зарубежного бизнеса российским инвесторам позитивно. Это позволит не нарушать производственный ритм, сохранить рабочие места, дать время на адаптацию.