Кто из исторических личностей любил котиков
Газета "Новое дело" №8 от 29.02.24
Подписка на газетуВеликим людям ничто человеческое не чуждо. Особенно если речь идёт о котиках, под обаянием которых сейчас находится весь мир. Оказывается, среди исторических личностей было немало тех, кто не просто любил усатых-хвостатых, но и буквально поклонялся им. Во Всемирный день кошек, который отмечается 1 марта, мы решили вспомнить самых известных котоманов.
Кардинал Ришелье. Государственный деятель, ставший героем Дюма, по сути легализовал котиков. До него считалось, что эти животные работают на ведьм. Их терпели только потому, что они уничтожали мышей и крыс.
Поселив у себя дома несколько хвостатых созданий, Ришелье бросил вызов обществу. Людей он откровенно недолюбливал, разделяя их исключительно на союзников и противников. А вот кошкам в его дворце позволялось всё. Они не только скрашивали одиночество кардинала, но и лечили от болезней: общение с пушистиками помогало ему избавиться от головной боли, облегчало боли в коленях. Котики окружали его, если он лежал с простудой.
По разным данным, у кардинала было от 12 до 20 животных, которых он лично воспитывал. К сожалению, после его смерти хвостатую стаю безжалостно разогнали. А деньги, оставленные Ришелье на содержание котов, присвоил себе его преемник кардинал Мазарини.
Екатерина II. Благодаря великой императрице появились знаменитые коты Эрмитажа. Хотя, возможно, дело тут вовсе не в любви к этим животным, а в сугубом прагматизме. В XVII веке Зимний дворец наводнили мыши и крысы, которые пугали монарших обитателей и уничтожали имущество. Для борьбы с грызунами императрица Елизавета Петровна поселила во дворце 30 казанских котов-крысоловов, отличавшихся особо свирепым нравом. А при Екатерине II они получили официальный статус «охранников картинных галерей». Царица была к ним так же требовательна, как к остальным подданным: коты делились на дворовых и комнатных, получали зарплату и дополнительные пайки за хорошо проделанную работу.
Любимцами Екатерины II были представители породы русской голубой, которые не только справлялись с крысами, но и отличались особым изяществом. Таких котов она даже дарила монархам из других стран.
Авраам Линкольн. 16‑й президент США открыл бродячим котам дорогу в Белый дом. Его жена Мэри вспоминала, что кошки были единственным увлечением её мужа. Существует легенда о том, что однажды Линкольн кормил пушистика на государственном ужине. И когда Мэри сделала ему замечание, он ответил: «Если золотая вилка была достаточно хороша для Бьюкенена (15‑й президент США. – Ред.), я думаю, что она достаточно хороша для моей кошки».
Марк Твен. Знаменитый писатель неукоснительно следовал принципу: дом там, где кошка. Поэтому даже во время путешествий и поездок старался взять хвостатого напрокат. А дома у него одновременно жили 19 котов и кошек. И все с причудливыми именами: Аполлинарис, Палестина, Грех, Кислый Затор, Мыльная Соль и другие. «Что мне нужно от жизни, кроме жены, которую я обожаю? Кошку, старую кошку с котятами», – признавался Твен.
Эрнест Хемингуэй. Ещё один писатель-кошатник. Его дружба с хвостатыми началась с подарка от морского капитана по имени Стэнли Декстер. Он преподнёс Хемингуэю шестипалую кошку Белоснежку – моряки считали, что такое животное приносит удачу. Полюбил их и писатель: в итоге Хемингуэй держал дома порядка 200 кошек, и почти все они были шестипалыми. Писатель называл котиков purr factories – что можно перевести как «фабрики мурлыканья». Они нередко обедали с хозяином прямо на столе, спали на руках, в ногах и даже на его книгах.
Сейчас в доме-музее Хемингуэя на острове Ки-Уэст во Флориде живут более 50 потомков этих животных. Не у каждого из них по шесть пальцев, но ген шестипалости есть у всех. С точки зрения науки, в этом строении нет ничего предосудительного, а выглядит вполне эстетично – лапки кошек смотрятся как большие меховые варежки.
Владимир Ленин. Вождь революции любил не только детей, но и животных. В столице, в ссылке, в эмиграции или на отдыхе он мог подолгу наблюдать за котами, гладить их, кормить и играть. Даже на совещаниях Ленин часто сидел с любимым питомцем.
Одна из сотрудниц подмосковного санатория «Горки» рассказывала, что там было очень много бродячих котов. Начальник учреждения пытался от них избавиться. Однажды, когда пришли ловцы котов, Ленин взял чёрного пушистика на руки, а остальные кошки скрылись в густых зарослях. Конфисковать чёрного кота у вождя никто не решился. Потом Владимира Ильича видели на прогулке то с одним котом, то с другим. Всё это очень не нравилось директору санатория. Но врачи считали, что пушистики помогут вождю восстановить здоровье.
Осталось немало фотосвидетельств, где Ленин запечатлён именно с котами. А под Витебском даже установлен памятник вождю в компании хвостатого.
Уинстон Черчилль. Британский премьер всегда держал пушистиков. Один из них носил кличку Кот. Однажды Черчилль накричал на него, и Кот убежал. Тогда премьер повесил табличку с надписью «Кот, возвращайся домой, я всё прощу». И тот действительно вернулся.
Одним из самых известных питомцев Черчилля был большой чёрный кот Нельсон, которого он держал во время Второй мировой войны. Котяра повсюду следовал за своим хозяином и присутствовал даже на важных встречах. Черчилль говорил, что Нельсон внёс свой вклад в победу, работая персональной грелкой премьер-министра.
Другой знаменитый кот Черчилля имел рыжий окрас. Это был подарок политику на его 88-летие от личного секретаря Джона. Кота назвали Джок. Ему разрешалось сидеть на коленях у Черчилля во время официальных фотосессий. И именно Джок сидел на кровати своего хозяина, когда тот в 1965 году закончил свой жизненный путь – как будто провожал и успокаивал.
В завещании Черчилль передал свою резиденцию Британскому обществу охраны памятников и указал, что Джок должен жить там на полном пансионе, до самой смерти. А потом в поместье всегда должен обитать рыжий кот, преемник Джока. С 2020 года в поместье Чартвелл живёт Джок VII.
Иосиф Бродский. Нобелевской лауреат по литературе был заядлым кошатником с самого детства: в его семье близкие часто называли друг друга «кошачьими» именами типа Мася или Киса. Отец и сын обращались друг к другу как «большой кот» и «маленький кот» и могли переговариваться мяуканьем.
Позже, когда поэт женился, этот кошачий стиль жизни никуда не исчез. Так, телефонные разговоры Бродский часто заканчивал словами: «Мяу, мау».
Собственный кот Миссисипи появился у поэта уже после переезда в Америку. Вторая жена Бродского, Мария, часто кричала: «Эй, коты, идите сюда!». Откликались и кот, и Иосиф. Бродский говорил, что если теория переселения душ верна, то в следующей жизни он обязательно должен перевоплотиться в кота.
Карл Лагерфельд. Знаменитый модельер был обладателем самой богатой кошки в мире – Шупетт. Животное дал ему друг на передержку, а Лагерфельд влюбился в кошку и отказался её возвращать. Он купил для Шупетт личный самолёт, фарфоровые миски, нанял двух горничных, повара и персонального агента, посвящал ей свои коллекции и заказал мемуары модной кошки. Только на различных рекламных фотосъёмках для журналов Шупетт заработала около 3 миллионов евро. Ещё полтора миллиона ей оставил Лагерфельд, включив кошку в своё завещание.
Фредди Меркьюри. Его привязанность к кошкам была просто невероятной. Первых двух питомцев – Тома и Джерри – Фредди Меркьюри подарила подруга Мэри Остин. Потом он частенько звонил с гастролей домой и просил Мэри поднести кошек к телефонной трубке. Со временем у Тома и Джерри появились компаньоны – всего около 10 питомцев. Единственной породистой из них была кошка Тиффани. А любимицей хозяина – своенравная Далила.
Однажды Меркьюри заказал художнице Энн Ортман собственный портрет вместе со своими кошками и повесил картину у себя в столовой. Он считал это тем самым семейным портретом, которые висят в домах аристократов.
Лариса Плахина
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось о том, что в Нижнем Новгороде живёт кот-путешественник.