Лица города: граффити художник Алексей LexusOne рассказал о новом проекте с героями Нижнего Новгорода
Газета "Нижегородская правда" №79 от 07.10.2020
Подписка на газетуОгромные глаза совы, что смотрят на всех, кто едет по улице Ванеева, великолепные гигантские портреты Горького, Пушкина и Алексеева, смешные сказочные персонажи и милые животные – при взгляде на работы известного нижегородского граффитиста художника Алексея LexusOne невольно останавливаешь взгляд и поражаешься мастерству. Такие граффити способны прославить город, придать ему шарм и уникальность и показать, что для настоящего художника в живописи нет ничего невозможного. О том, как создаются эти работы, и о новом проекте, посвящённом великим нижегородцам, Алексей рассказал «Нижегородской правде».
Рисунки – людям
Алексей рисует граффити уже 21 год. За это время в Нижнем появились сотни его работ, хорошо известных всем, кто интересуется уличным искусством. Диапазон тем впечатляет – от нежных цветов, животных и пейзажей до сказочных героев и великолепных портретов. Стиль мастера узнаётся безошибочно. А каждый из проектов основанной Алексеем Нижегородской федерации граффити становится заметным событием в жизни города.
Одним из самых масштабных был «Город-сказка», который дарил горожанам сказочные картины в садиках и дворах, фантастических животных на фасадах многоэтажек. В 2016 году был проект «Время спорта», приуроченный к чемпионату мира по футболу. Тогда на фасаде дома в Верхних Печёрах появился огромный портрет футболиста. Другой проект – экограффити – в 2017 году собрал художников со всей России. Работы победителей были выполнены на метромосту и впечатлили нижегородцев. А два года назад появилась первая работа проекта «Великие люди», над которым федерация работает и сегодня. Это был портрет Максима Горького на фасаде библиотеки на Чёрном пруду.
– Сначала мы хотели изобразить только Максима Горького, а потом решили сделать этот проект более глобальным, – рассказал Алексей. – В этом году мы создали портрет генерала Ивлиева на улице, названной в его честь. Жители Кузнечихи нас очень тепло встретили и поддержали, и теперь во двор, где изображён портрет, даже экскурсии водят!
История в портретах
Потом был портрет Героя Советского Союза Георгия Маслякова на улице Маслякова, портрет маршала Голованова – человека с удивительной судьбой, который в одночасье стал маршалом. А на днях Алексей завершил работу над портретом знаменитого конструктора Ростислава Алексеева, размещённым на опоре метромоста.
– Многие недоумевают, почему именно там, ведь в этом месте портрет мало кому виден?
– Вы не правы – это место очень популярно у молодёжи и романтически настроенных людей. Это центр притяжения для желающих сделать интересную фотосессию или просто отдохнуть от суеты города. Сюда даже туристы приезжают с экскурсиями. Но Ростислава Алексеева мы нарисовали в первую очередь рядом с рекой, потому что для него река – знаковое место. И не только потому, что он создатель экранопланов и других судов, но и потому, что был яхтсменом, принимал участие в соревнованиях. Он любил водную стихию. И поэтому мы его специально нарисовали лицом к реке, чтобы он смотрел на неё, на Стрелку.
– Кто же станет вашим следующим героем?
– Это портрет одного из моих любимых актёров – нижегородца Евгения Евстигнеева, который мы представим в его день рождения, 9 октября. Дом, где он жил, не сохранился, поэтому мы рисуем портрет на одном из ближайших к этому месту зданий – на улице Обухова, 34. Рисунок станет подарком городу и жителям ко дню рождения знаменитого советского актёра театра и кино. Мы долго готовились к этому проекту, несколько месяцев собирали информацию о Евстигнееве в архивах и энциклопедиях и всю её разместим по ссылке, на которую можно перейти, считав QR-код.
– На многих ваших новых работах стали появляться QR-коды. Какую информацию можно узнать, если перейти по ним?
– Мы решили, что к каждому портрету должна быть информация об этих личностях. Сейчас почти все телефоны могут считывать такой код. Тексты про наших героев мы пишем сами, собирая по разным источникам всё самое важное и интересное.
Масштабный подход
– Как вы достигаете такой фотографической точности, работая на обычной городской стене?
– Это приходит с опытом. Никаких эскизов или компьютерных разбивок мы не делаем, просто погружаемся вглубь образа и работаем с определённым участком изображения. Я заметил, что процентов на семьдесят удачный рисунок – это экспромт.
– Наверное, знаменитая «Сова», признанная одним из лучших городских граффити, не была экспромтом. Она размещена на одноимённом отеле. Как вам работалось на заказ?
– Это был действительно интересный опыт сотрудничества. Заказчики изначально хотели вариант в другой стилистической манере, мне удалось их переубедить. Надеюсь, что в итоге все остались довольны. Для меня это знаковое место. Я родился и много лет жил в соседнем доме. Советский район, пересечение улиц Ванеева и Надежды Сусловой – родные для меня места. Создавая эту работу, я вспоминал своё детство, друзей. Это был очень приятный для меня проект.
– А ещё им довольны те, кто разглядывает рисунок, стоя в пробках…
– Насчёт пробок – правда. Пока я рисовал, ежедневно в районе шести часов видел эту пробку.
– Если сравнивать с другими городами, то в нашем настоящие граффити живут достаточно долго, и городские коммунальные службы их не уничтожают. Это потому, что вы все их согласовывали с администрацией? А есть ли объекты, которые вам не согласовали?
– По своему опыту могу сказать, что согласовывают один из трёх объектов. И тут много факторов – это не только администрация, но и собственники зданий. Для согласования нужно согласие более 70% собственников жилья (если это многоквартирный дом) и нужно обойти каждого. А иногда этих собственников вообще сложно найти – люди в квартирах не живут или просто не открывают дверь. Но иногда то, что не согласовывают, к лучшему.
– Как это?
– Один из таких случаев – портрет Максима Горького. Тот, с которого начался проект «Великие люди» в 2018 году. Мы хотели его рисовать на площади Горького, 4 – доме, где раньше был «Спар». Первый этаж там принадлежит юридическим лицам. А со второго этажа – жилые квартиры. Мы пошли по квартирам и набрали около 90% согласий. Почти все жильцы были за. Но юридическое лицо (владелец первого и цокольного этажей) было против. Проект нам не согласовали. Но всё, что ни делается, всё к лучшему. Два года прошло, и портрет на библиотеке живёт, а фасад на площади Горького стали утеплять – портрет бы погиб. А так он живёт и, надеюсь, будет радовать всех ещё долго.