Мобильные кванториумы помогают увлечь современными технологиями школьников из нижегородских сёл
Газета "Нижегородская правда" №42 от 19.07.23
Подписка на газетуПарк аттракционов на деревенском пустыре, робот, складывающий футболки, и робот-художник, виртуальный музей и другие уникальные проекты создают ученики мобильных кванториумов, действующих благодаря нацпроекту «Образование». Две технические лаборатории на колёсах объезжают за год 12 районов и округов Нижегородской области. Образовательный процесс продолжается и в летние каникулы: сейчас мобильные кванториумы приезжают с мастер-классами в загородные лагеря.
Лаборатория на колёсах
Напомним, для городских ребят есть стационарные кванториумы, созданные в рамках нацпроекта «Образование». В Нижнем Новгороде их два – кванториум «Нижний Новгород» на ул. Ульянова, 10б и на площадке учебного центра ГАЗ, есть в городе Бор и городе Саров на площадке АО «Технопарк «Саров». В этом году кванториум откроется и в нижегородской школе № 9 Сормовского района. А благодаря мобильным кванториумам техническим творчеством могут заниматься и сельские дети.
В 2019 году наш регион стал пилотным по созданию и запуску первых мобильных технопарков «Кванториум» в рамках федерального проекта “Успех каждого ребёнка” национального проекта «Образование». Два мобильных кванториума, созданных на базе автомобиля «Газель Next», внутри которых обустроены многофункциональные комплексы хай-тек. Это лазерные и аддитивные технологии, станки с чпу, электронные компоненты, устройства для работы в дополненной и виртуальной реальности, 3D-принтеры.
По словам заместителя директора государственного бюджетного учреждения дополнительного образования, центра молодёжных, инженерных и научных компетенций «Кванториум», руководителя структурного подразделения «Мобильный технопарк «Кванториум» Ольги Коноваловой, оба мобильных комплекса курсируют одновременно по разным районам – один захватывает северные районы, другой – центральную часть области.
«В период учебного года мобильный кванториум на шесть недель останавливается на территории базовой школы, в которую на занятия подвозят и ребят из других школ в радиусе 30 километров, – рассказывает Ольга Коновалова. – Кванториумы работают по четырём направлениям – квантумам. В ВIT-квантуме ребята осваивают информационные технологии и современные языки программирования. VR-квантум позволяет научиться работать с оборудованием из футурологических фильмов и создавать собственные виртуальные миры. В Промробоквантуме дети создают уникальных роботов. А приоритет мобильных кванториумов – геоаэроквантум, где учат современной картографии и управлению беспилотными летательными аппаратами. Финалом курса по каждому направлению является собственный проект ребёнка».
Парк аттракционов на деревенском пустыре
Особая гордость мобильных кванториумов – их наставники. Таких специалистов не выпускают в учебных заведениях, поэтому каждый из них – самородок.
Один из старейшин мобильного кванториума – преподаватель Промробоквантума Кирилл Сухушин. Под его руководством ребята из Ветлужского района создали робота по складыванию маек. В Шахунском округе изобрели метеостанцию, которая показывает погоду в разных точках земли. На заброшенном стадионе посёлка придумали парк аттракционов, дополненный виртуальной реальностью, который может работать без человеческого ресурса.
В других районах дети создали робота, который может собирать кубик Рубика, робота-художника, парк отдыха с умным освещением, который напечатали на 3D-принтере.
«А ребята в кадетском корпусе создали робота, который проверяет, насколько ровно заправлена кровать: он едет по её каркасу, и если на постели есть бугорок, он останавливается и издаёт громкий сигнал, – улыбается Кирилл Сухушин. – Конечно, работать в режиме постоянных разъездов сложно, но интересно. А главное – очень хочется дать сельским ребятам возможность заниматься робототехникой».
У истоков мобильного кванториума стоит и преподаватель направления виртуальной и дополненной реальности Георгий Языков. Его задача – показать как использовать гаджеты для создания полезных вещей: сайтов, приложений, веб-страничек, обучающих компьютерных игр. Под его руководством старшеклассники создали самоучитель для начинающих по английскому языку с дополненной реальностью. Чтобы услышать, как правильно звучат слова или как строятся предложения, нужно загрузить созданное ими приложение в телефон и навести его на карточку дополненной реальности.
Преподаватели мобильных кванториумов проводят также в каждом районе семинары для учителей технологии, делятся опытом по использованию современного оборудования, которое есть в «Точках роста» многих сельских школ.
Ступени роста
А что потом, когда мобильный кванториум уедет? Увлечённые ребята продолжат заниматься с наставником в дистанционном формате, участвовать в конкурсах технического творчества, которые проходят в разных регионах, в областных профильных сменах. Это настоящие ступени роста для детей.
Продолжится и очная работа: каждые два года мобильный кванториум возвращается туда, где уже побывал. Этот учебный год стал вторым кругом по тем районам, в которых он начал свою работу в 2019/2020 учебном году. По словам руководителя «Мобильного кванториума» Ольги Коноваловой, встречи с этими детьми всегда интересны и удивительны.
Мобильные кванториумы работают без перерывов, за исключением зимних каникул. Летом они выезжают в детские лагеря для проведения мастер-классов, технических локаций, активностей. В июне это пришкольные лагеря, в июле и августе – загородные. Так, недавно мобильные кванториумы побывали в лагерях им. Гуцева и «Салюте», а в лагере «Солнечный» встречались с отдыхающими там ребятами из города Харцызск – познакомили их на мастер-классе с историей Нижегородской области. Главная летняя задача – увлечь как можно больше детей техническим творчеством и рассказать, как начать этим заниматься.