Можно ли доверять магазинам низких цен: выясняем, за счёт чего выживают дискаунтеры
Газета "Новое дело" №17 от 05.05.2022
Подписка на газетуВ конце апреля в Нижнем Новгороде начала работу новая сеть магазинов низких цен «Чижик». В городе это уже четвёртый бренд так называемых дискаунтеров – торговых площадок, завлекающих покупателей товарами подешевле. Мы попытались выяснить, за счёт чего в некоторых магазинах удаётся удерживать цены ниже рыночных и так ли качественны товары в подобных маркетах.
Набили цену
Жёлтенькая вывеска «Чижика» приветливо высится на Сормовском рынке. Правда, найти вход в магазин всё равно непросто из-за обилия расположенных рядом металлических контейнеров и прилавков. Внутри, несмотря на выходной день, довольно пусто. Редкие покупатели ходят между полок и с недоверием рассматривают сахар и яйца по 70 рублей.
«Наверное, подделка какая-то или просрочка, – вслух рассуждает пожилая женщина. – Тут и батон всего 35 рублей, тогда как везде в магазинах уже больше 40».
Но сроки годности у колбасы, сыра, шоколада, кофе и всех других продуктов – в порядке. В «Чижике» (входит в группу компаний X5 Group вместе с «Пятёрочками», «Перекрёстками» и «Каруселями») объясняют, что низкие цены удаётся удерживать благодаря собственным торговым маркам и выкладке товаров прямо в коробки и на паллетах вместо привычных полок.
«Подход к ценообразованию основан на принципе «низкие цены каждый день», что означает постоянное поддержание выгодной для покупателей цены на весь ассортимент без акций и скидок», – сообщили в пресс-службе X5.
Однако обстановка в «Чижике» куда больше похожа на обычную торговую точку у дома, чем на склады, как, например, в других дискаунтерах – «Светофоре» (22 магазина в областном центре) и «Доброцене» (по одному магазину в Нижнем Новгороде, Богородске, Дзержинске и два – в Кстово). Эти магазины низких цен намного популярнее среди нижегородцев, успевших оценить дешёвые товары: накануне выходных или праздников у касс скапливаются огромные очереди. Кроме продуктов и бытовой химии, там можно купить алкоголь, посуду или садовые принадлежности. У «Светофоров» есть и «филиалы» побольше, формата крупного гипермаркета, обычно они называются «Маяк» – в Нижнем Новгороде пока такой только один, на улице Коминтерна.
«Цены ниже в несколько раз: орехи, кофе, оливковое масло покупаю только там, – делится с нами нижегородка Ирина Кормишина. – Хотя первый раз интерьер меня напугал: полутёмное помещение, куча наваленных коробок, очень узкие проходы и много людей».
Похожий ассортимент предлагают покупателям в Нижегородской области и 13 магазинов сети «Смарт» (компания «Спар Миддл Волга»), но там товары расположены привычным образом на полках и в холодильниках. В «Смартах» и заметно больше продукции под собственной одноимённой маркой.
Несмотря на такое количество активных конкурентов, в «Чижике» планируют активно развиваться в Нижегородской области. Сейчас в регионе работают шесть таких магазинов, а до конца года планируется открыть ещё 34 дискаунтера.
Себе дороже
Тот факт, что крупные торговые сети начали развивать дискаунтеры, не случаен, говорят эксперты. Ведь экономить на их открытии – и как следствие ставить цены ниже – удаётся сразу за счёт нескольких факторов.
«Играет роль минимизация собственных расходов, – объясняет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Как правило, эти магазины располагаются не в самых центральных частях города, помещения для них стараются переоборудовать те, которые по своему назначению ближе к складу. Экономия идёт и на количестве сотрудников, чтобы как можно меньше людей было вовлечено в реализацию товаров».
Кроме того, в таких магазинах довольно узкий ассортимент простых товаров первой необходимости. Иногда идёт в ход уловка и с уменьшением объёмов – покупатель, схватив упаковку зубной пасты по заманчиво низкой цене, только дома выясняет, что размер тюбика меньше стандартного.
Другой принцип в дискаунтерах и выбора поставщиков – в приоритете те, кто может предложить товары по более низкой цене. И насколько это влияет на качество продукции, остаётся на совести продавцов.
«Скорее всего, всё, чего так боятся покупатели в магазинах, там будет, – добавил эксперт. – Большее количество химикатов, которые используются для стабилизации массы, из которой потом будет изготовлена мясная продукция. Если это кондитерская группа или мороженое, то там будет большая доля пальмового масла. Если это заморозка, то там будет больше льда».
Но несмотря на всё это, магазинов низких цен будет становиться всё больше.
«Они востребованы из-за того, что есть устойчивый спрос людей с низкими доходами, – заключил Дмитрий Янин. – Тем более, что в условиях, когда реальные доходы населения упали за последние два месяца, и те магазины, которые были раньше доступны для многих, стали дорогими. Дискаунтеры будут развиваться, и это всё дальше и дальше от цивилизованной торговли – ближе к формату складских продаж».
Насколько сильным окажется отток покупателей от обычных магазинов в дискаунтеры, покажет время.
Ранее сайт Pravda-nn.ru назвал 5 причин, из-за которых денег всегда не хватает.