«Мусорную реформу» и развитие охотхозяйств обсудили в Нижнем Новгороде
Газета "Земля Нижегородская"
Подписка на газетуВ конце мая губернатор Глеб Никитин, участвуя в расширенном заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам и комиссий Госсовета РФ по направлениям социально-экономического развития страны, представил предложения по достижению национальной цели «Экологическое благополучие», выработанные профильной группой совместно с Минприроды РФ и регионами. Прошло полгода активной законотворческой работы, направленной на претворение этой концепции в жизнь, и вот на минувшей неделе в Нижнем Новгороде состоялось выездное совместное заседание комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и комиссии Госсовета, где были обсуждены и закреплены её первые итоги.
Стопроцентная ответственность
На заседании председательствовали руководитель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных и губернатор Глеб Никитин, возглавляющий комиссию Госсовета РФ по направлению «Экология и природные ресурсы». К разговору были приглашены сенаторы, ответственные лица профильных ведомств и представители регионов. Обсуждение шло по трём направлениям – меры по регулированию обращения с твёрдыми коммунальными отходами, организация охотохозяйственной деятельности и развитие особо охраняемых природных территорий, тозаседание комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и комиссии Госсовета есть тем ключевым позициям, что нашли отражение в концепции «Экологическое благополучие». Итогом бурной дискуссии стали конкретные решения.
«Реформе обращения с твёрдыми коммунальными отходами уже пять лет, за это время выявилось немало проблем, и пришло время их устранять, совершенствуя российское законодательство, – начал совещание Александр Двойных. – Важнейшим аспектом здесь является состояние инфраструктуры переработки и хранения мусора, но каждый гражданин оценивает результаты предпринимаемых мер, в первую очередь, по состоянию контейнерной площадки у него во дворе Мы договорились с регионами, что помимо внедрения передовых технологий по утилизации, особое внимание ими будет уделено наведению порядка в местах накопления ТКО. Предлагаем дать им право устанавливать одного ответственного за состояние каждой контейнерной площадки, потому что сейчас ответственность разделена между регоператорами и муниципалитетами, а потому сильно размыта».
У так называемой «мусорной» реформы есть и другие острые углы, мешающие нормальной реализации. К слову, по данным Российского экологического оператора, являющегося публично-правовой компанией, у больше чем половины мусоровозов, использующихся сейчас в России, нагрузка на переднюю и заднюю оси превышают допустимые пределы. Это нарушение влечёт за собой серьёзные штрафы в размере до 400 тысяч рублей, что неминуемо приводит к снижению качества обслуживания, ведь компании, осуществляющие вывоз мусора, стараются минимизировать риски и потери любыми доступными способами, например, элементарно сокращая количество рейсов. Ведущие регоператоры Московской области в недавних комментариях для СМИ поделились, что отечественное машиностроение пока не может выпускать мусоровозы, отвечающие требованиям городского вывоза и весовой нагрузки. В частности, на российской технике нет подруливающих шасси, что лишает её манёвренности в ограниченном пространстве дворовой территории. Закупка же машин лучших мировых брендов в условиях экономических санкций кратно увеличит расходы на деятельность компаний, а это бремя может оказаться им не по плечу, что приведёт к коммунальному коллапсу.
«Мы инициировали и внесли в законопроект положение о трёхлетнем моратории на штрафы за превышения мусоровозами нагрузки на ось, с надеждой, что за это время отечественное машиностроение успеет наладить выпуск техники, соответствующей всем требованиям и нормам, – прокомментировал Александр Владимирович. – Среди законодательных инициатив, направленных на исправление ситуации в столь важной в социально-экономическом смысле отрасли, хочу назвать ещё одну: в следующем году вступят в силу изменения порядка регулирования сопутствующих видов отходов, в частности медицинских, правила утилизации которых будут детализированы в зависимости от класса опасности».
Установить рамки
В мае экологическое благополучие президентским указом было включено в национальные цели развития России, согласно которым к 2025 году необходимо сформировать экономику замкнутого цикла, обеспечить сортировку всего объёма ежегодно образуемых ТКО, снизить количество захоронений мусора не менее, чем на 50 процентов, а также вовлечь в хозяйственный оборот не менее 25 процентов отходов производства и потребления.
«Для достижения поставленных целей запущены два федеральных проекта – «Комплексное обращение с ТКО» и «Экономика замкнутого цикла», результаты реализации которых можно назвать успешными: по всей стране введены в эксплуатацию 272 объекта системы утилизации отходов, удалось достичь всех плановых показателей, – конкретизирует заместитель директора департамента при Минприроды РФ Борис Французов. – Одним из механизмов перехода на экономику замкнутого цикла стало расширение ответственности производителей и импортёров товаров и упаковки за утилизацию отходов, установленной ещё в 2015 году. Теперь она стала полной, ведь с учётом роста объёмов потребления упаковочные материалы являются главным видом мусора на всех несанкционированных свалках».
Свою точку зрения по данной повестке на правах председателя комиссии Госсовета РФ и одного из инициаторов нацпроекта «Экологическое благополучие» высказал и губернатор Глеб Никитин.
«Честно говоря, темпы мониторинговой деятельности в сфере обращения с ТКО нас не очень устраивают, ведь большинство вопросов, которые сегодня прозвучали, на региональном уровне рассматривались ещё несколько лет назад, в том числе и в Нижегородской области, – выразил мнение Глеб Сергеевич. – Поручение Президента РФ, касающееся мер стимулирования по использованию вторичных отходов в жилищном и дорожном строительстве, а также в сфере благоустройства, на мой взгляд, не выполнено совсем. Однако, мы благодарны сенаторам и депутатам за активную позицию по формированию национальной политики и деятельное участие в подготовке соответствующих законопроектов. В свою очередь, мы поддерживаем все предложенные инициативы. Обращаю внимание на то, что существуют акты, находящиеся вне компетенции законодательных органов, так как являются исключительно решением ведомств. В частности речь о санитарно-эпидемиологических правилах и нормах, которые мы не можем регулировать своими законами, но вправе устанавливать для них определённые рамки».
Глеб Никитин в своём выступлении обратился к Минприроды РФ с предложением разработать для регионов типовые проектные решения по рекультивации земель. Это позволило бы на местах сэкономить время и бюджетные средства на ликвидацию каждой конкретной свалки, что пока требует разработки отдельного проекта. Инициатива была поддержана Советом Федерации в лице председателя комитета Александра Двойных.
Политическая воля
Вторую часть совещания посвятили стратегии развития охотохозяйства. Тема важная, ведь Россия обладает 1,5 миллиардами охотничьих угодий, самыми обширными в мире. Однако этот огромный потенциал раскрыт до сих пор очень слабо.
«Стратегия развития отрасли была утверждена ещё в 2014‑м, за минувшие годы из 38 запланированных мероприятий выполнены 18, остались нерешёнными задачи комплексной оценки охотохозяйства, а также вопросы урегулирования порядка проведения аукционов на заключение соглашений, – вступает директор департамента Минприроды РФ Андрей Филатов. – В сентябре на уровне Правительства РФ было принято решение подготовить изменения в существующую стратегию. В числе выработанных предложений хочу назвать совершенствование системы платежей в сфере охотохозяйства и механизма государственного мониторинга имеющихся ресурсов, формирование кадрового потенциала, развитие охотничьего туризма, выставочного дела и собаководства, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, а также установление эффективного контроля выполнения регионами переданных им полномочий».
По мнению Глеба Никитина, подключившегося и к этой части дискуссии, охотохозяйство способно стать драйвером и для сопряжённых отраслей – в частности промышленности, аграрного сектора и сферы гостеприимства. Современные охотничьи базы с их развитой инфраструктурой могли бы послужить точками притяжения для внутреннего туризма в целом и создать мощный ресурс для обеспечения экологической безопасности в лесной зоне.
«Одним из ярких индикаторов качества окружающей среды являются состояние особо охраняемых природных территорий и уровень их биоразнообразия, – обратилась к коллегам директор департамента Минприроды РФ Ирина Маканова. – Этими участками в России занято 244 миллиона гектаров. Площади продолжают развиваться и осваиваться, но слишком уж затруднён процесс проектирования, который может затянуться до года и больше. Считаем, что нужно вернуться к ранее поднимавшемуся вопросу резервирования земель при принятии решения о создании особо охраняемой природной территории. Кроме того, нами уже дано поручение об актуализации законопроекта в части автоматического перевода площадей в соответствующую категорию при создании ООПТ. Кстати, в этом году первой из пяти вновь созданных в стране таких особых территорий стал национальный парк «Нижегородское Поволжье».
Ирина Юрьевна отметила так же перспективы развития и Керженского заповедника, где активно возрождается популяция северного оленя.
«Ситуация по поднятым нами сегодня вопросам должна однозначно изменится в лучшую сторону, ведь для этого есть уже и технологические решения, и бюджетное обеспечение, и, что самое главное, политическая воля, – подытожил работу выездного заседания Александр Двойных. – Были приняты проекты восьми федеральных законов и трёх постановлений Правительства РФ, а также начата разработка Указа Президента РФ. Эти документы сделают деятельность по направлению «Экологическое благополучие» более системной и прозрачной, чтобы люди наконец-то воочию увидели положительный эффект реформ, проводимых в стране в целях сделать её чище и комфортнее, а также сохранить природные богатства для грядущих поколений. В течение последних полгода мы видим неплохую динамику на пути достижения заявленных целей. Ставим для себя чёткие планы в самое ближайшее время утвердить разработанные законопроекты».
Валентин Савичев
Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"