«На больных не обижаются»: врач и водитель скорой рассказали о самых трудных вызовах
Газета "Новое дело" №3 от 26.01.23
Подписка на газетуПо сети гуляет письмо, написанное якобы сотрудниками скорой помощи, в котором потенциальных пациентов призывают с уважением относиться к труду медиков. Авторы письма подчёркивают, что врачи скорой – не обслуга и их главная задача – спасать жизни. Мы пообщались с сотрудниками скорой помощи, чтобы изнутри взглянуть на их работу.
Трудовые будни
Рабочие дни у врачей и водителей скорой помощи бывают разные – иногда 12 часов, а иногда и целые сутки.
«Начинается смена либо в 8.00, либо в 20.00, – рассказывает водитель скорой Виктор. – Но если перед окончанием смены поступил вызов, который требует много времени и госпитализации, его необходимо завершить. Бывало, что и в 23 часа заканчивали».
Обычно на смену приходится от 11 до 15 вызовов. Сначала информация о вызове поступает диспетчеру, который принимает звонки на линии 03. Он по жалобам решает, какая именно бригада нужна (среди них есть своя градация: кто-то ездит на ДТП, кто-то – на инсульты и так далее), и передаёт информацию диспетчеру по распределению. Тот по карте отслеживает все бригады, понимает, какая из них свободна и кому этот вызов отдать.
Вся информация о вызове появляется на специальном планшете скорой помощи.
«Мы сразу видим адрес, во сколько вызов поступил, пол и возраст пациента, – рассказывает врач скорой помощи Александр. – В дополнительной информации иногда указаны какие-то важные детали».
Далеко не всегда вызовы заканчиваются госпитализацией – кто-то отказывается ехать в больницу, кому-то можно помочь на месте, а кому-то – просто дать нужную таблетку.
«Бывает, что нас вызывают ночью по какой-то глупости, – поделился Александр. – Но «на больных не обижаются». Конечно, иногда это злит – тебе нужно ехать на другой вызов, там, может, человека уже в реанимацию везти срочно надо, а тут какой-то пустяк, вызвали просто проконсультироваться».
Кстати, недавно поработавший в составе бригады скорой помощи министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов отметил, что около 40% вызовов оказались нецелевыми. По словам заместителя губернатора, порой жители обращались за помощью из-за головной боли, сломанного тонометра или других проблем, которые можно решить самостоятельно.
«Скорая не лечит на дому и не используется в качестве такси», – напомнил министр.
По его словам, при таком подходе реальная помощь тем, кому она требуется, может не успеть.
«Но с другой стороны, я понимаю пациентов, – вздыхает Александр. – Просыпаешься ночью, чувствуешь, что с тобой что-то не то, страх накатывает, вот и вызываешь скорую. Ночью всё острее воспринимается. Многие именно ночью пугаются тех симптомов, на которые днём не обращают внимания».
Иногда люди останавливают скорую прямо на улице.
«Для этого даже свой термин есть: «остановка в пути», – рассказал водитель Виктор. – Машут, когда кому-то стало плохо на тротуаре или в машине. Или же ДТП перед нами произошло. Всегда останавливаемся. Не остановимся только если везём пациента в критическом состоянии. Ну а на месте выясняем причину – либо, если нет угрозы жизни, оставляем ждать свободную бригаду, либо оказываем срочную помощь. Бывало, что и двоих в больницу привозили. Одного со своего вызова, другого – подобранного».
Неприятные встречи
Терпение врачам скорой помощи требуется недюжинное – паникующие пациенты, взволнованные родственники, некоторые ещё и обвиняют медиков в том, что они долго едут или не так лечат. Порой приходится становиться психологом – успокаивать, заверять, что всё будет в порядке, не отвечать на упрёки.
«Нужно очень много терпения. А куда деваться – приходится искать подход, – делится Александр. – Бывают случаи, когда приезжаешь на вызов, а там человек в неадекватном состоянии или в состоянии алкогольного опьянения, ведёт себя агрессивно. Приходится защищаться. В таких случаях далеко не всегда удаётся его госпитализировать, да и не всегда это нужно».
Иногда больные упрекают медиков в недостаточно вежливом обращении.
«Конечно, хамство недопустимо, – уверен Александр. – Но если вызвавшего тебя человека в ночи больше интересует, почему ты ему не улыбаешься, то, скорее всего, экстренная помощь ему не нужна».
Родственники пациентов часто возмущаются, что врач не разувается или не надевает бахилы. Хотя, по словам медиков, в критической ситуации действовать надо без промедления. Ведь порой счёт идёт на минуты. И очень важно эти минуты не потерять.
Отдельная проблема – доставить лежачего пацента до машины. Санитаров, специально для этого предназначенных, в составе бригады нет. Да и сама бригада порой состоит из женщин, которым просто не под силу донести пациента. Приходится просить помощи у родственников. Некоторые реагируют агрессивно – дескать, это ваша работа.
«На самом деле врачи как раз-таки не должны относить пациента, – объясняет Виктор. – Не все врачи обладают физическими данными, чтобы нести человека весом 70 – 80 килограммов, а то и больше. Поэтому просим родственников, те объединяются с соседями. Но бывает, что помочь некому, а на кону человеческая жизнь. Тогда я, конечно, помогаю. Хотя такой обязанности у водителя нет. Наоборот, есть указание, что водитель не имеет права отходить от машины. Есть водители, которые из-за здоровья или личных убеждений не помогают вовсе. Это их законное право, но я лично не понимаю таких коллег».
От водителя скорой требуется куда больше умений, чем от водителя автобуса.
«Работа отличается в первую очередь риском и объёмом требуемых навыков вождения, – рассказывает Виктор. – Ехать от остановки к остановке и стоять в пробке на автобусе – это одно. А просчитывать кучу факторов, когда едешь с сиреной по встречке и когда счёт идёт на минуты – совсем другое. Надо ещё умудряться на большой машине протискиваться в забитых дворах. Водитель спецтранспорта и обычный водитель – разные профессии. Чтобы получить право на управление автомобилем со спецсигналами, проходят дополнительное обучение и получают специальный документ».
От водителя скорой требуется повышенная бдительность.
«Всегда надо быть полностью сконцентрированным, видеть всю обстановку на дороге на 360 градусов, – рассказал Виктор. – Любая ошибка может стоить кому-то жизни, ведь даже из-за поцарапанного зеркала придётся остановиться и ждать ГИБДД, даже если кто-то умирает. Увы, правила ПДД очень недружелюбны к водителям спецтранспорта».
Вопреки страху
Самому врачу на вызове, как правило, не до эмоций.
«Есть пациент, значит, надо лечить, – делится Александр. – На автомате начинаешь думать, что за болезнь может быть, как помочь и так далее. Чем больше работаешь, тем больше к такому режиму привыкаешь».
Но вот детские страдания многие переносят с трудом.
«Самые стрессовые случаи – это, пожалуй, серьёзно пострадавшие дети, – признаётся Виктор. – На скорой ко многим жутким вещам привыкаешь. Даже смерть не пугает и становится обыденностью. А вот когда за перегородкой плачет, надрываясь, ребёнок – даже я не могу спокойно отнестись к этому. Но это моя работа, беру эмоции в кулак – и погнали, всегда стараюсь выложиться на 110 процентов».
Вообще труженники скорой не любят трогательных речей, пафосных рассуждений о призвании и долге. По их словам, они просто делают свою работу. Работу, которая спасает человеческие жизни.
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что нижегородские «Поезда здоровья» совершили первые выезды в 2023 году.