На экраны вышла новая экранизация романа «Евгений Онегин»
Газета "Нижегородская правда" №16 от 20.03.24
Подписка на газетуНовую версию с лаконичным названием «Онегин» создал режиссёр Сарик Андреасян, известный зрителям по таким работам, как «Служебный роман. Наше время», «Чикатило», «Защитники». За классику он взялся впервые и очень решительно – прибавив героям минимум по 10 лет, переведя стихи в прозу и убрав политику и философию.
Иная тональность
Задолго до выхода фильма, снятого к 225-летнему юбилею Александра Пушкина, режиссёр обещал, что покажет зрителям эталонного Онегина, максимально историчного и достоверного. В итоге получилось не совсем то, что было обещано. Роль молодого повесы сыграл Виктор Добронравов, который уже 10 лет блестяще играет Онегина на сцене театра имени Вахтангова. Но театр и кино – разные вещи. И в 41 год играть 26-летнего героя, про которого постоянно говорят, как он молод, несколько странно.
Старше своих героев и остальные актёры. Возникает подозрение, что их подбирали под 28-летнюю жену режиссёра Лизу Моряк, играющую 17-летнюю Татьяну. Юная скромница Татьяна Ларина, выглядящая как умудрённая опытом мадам с томной поволокой на глазах, – это перебор. Сама Лиза считает, что роль Татьяны – её предназначение.
«Люди рождаются с миссией, и, возможно, моя миссия – сыграть эту роль и остаться в истории», – заявила актриса.
18-летнего Ленского в фильме сыграл 30-летний Денис Прытков, которого лишили знаменитых пушкинских «кудрей чёрных до плеч». В итоге получился просто более молодой Онегин. Где уж тут противопоставление «волны и камня», «льда и пламени»…
Единственная, кто попал в образ, – это сыгравшая Ольгу Ларину 24-летняя Татьяна Сабинова. Правда, она не описанная Пушкиным блондинка, но зато в её глазах настоящие чувства.
Впрочем, творческая группа на вопрос соответствия возрасту смотрит иначе. Для режиссёра «состарить героев» было принципиальным вопросом.
«Я не вижу своих героев подростками. Жизнь и возрастные критерии сильно изменились, и прежние 25 лет – это сегодняшние 40. Я не готов идти за историей любви, в которой героям по 13 – 18 лет. Это была бы совсем иная тональность», – отметил Андреасян.
Виктор Добронравов разделяет это мнение.
«Сарик хотел, чтобы история была более взрослой. В наше время люди и к 40 годам часто остаются инфантильными, а тогда была совсем другая жизнь. Арбенин в «Маскараде» говорит Нине: «Я сердцем слишком стар, ты слишком молода». А ему всего 24 года! Онегин и Татьяна у Пушкина гораздо моложе, чем мы, но сегодня поверить в душевные метания и страдания столь юных людей сложно», – объяснил Добронравов.
Он признался, что, работая над ролью, в очередной раз перечёл не только роман, но и посвящённые ему исследования знаменитого пушкиниста Юрия Лотмана.
«Моя работа была в том, чтобы погрузиться в эпоху: как ходили, как говорили, как смотрели. Это интересно – в знакомом материале находить новое», – признался он.
Люди и лица
Нового действительно много. Онегин, постоянно лихо заламывающий цилиндр на бок, превращается почти в спецназовца – то от бедра стреляет из пистолета, то во сне Татьяны метко бросает кинжал в грудь Ленскому. Причём спящие герои видят кошмары в стиле Тима Бёртона. Зато бодрствуя, почти все вяло проговаривают текст, практически без эмоций. И в прозе…
В итоге вместо знаменитых строк «Привычка свыше нам дана: замена счастию она» мы слышим неуклюжую фразу: «Привычка великий дар, она заменяет нам счастье», которую маменька бросает дочери, объясняя, что не любила мужа.
Стихи остались лишь в сокращённых письмах героев и речи рассказчика, сыгранного Владимиром Вдовиченковым. Невидимый, он возникает рядом с героями, объясняя происходящее. Но объяснять ему практически нечего – режиссёр оставил только любовную линию.
Самым живым героем в фильме стал слуга и наперсник Онегина Гильо. Карэн Бадалов в этой роли полон благородства. «Похож ли я на барина?» – спрашивает он мальчишку с письмом. – «Нет!» – «А так?» – складывает руки на груди… – «Так похож!». Идеальное попадание в образ. И всё было бы прекрасно, если бы фильм назывался, скажем, «Дживс и Вустер»…
Трогательной показала свою героиню – няню Лариных – Светлана Немоляева. Столько в ней доброты и понимания. И невольно вспоминаешь, что в 1958 году она блестяще сыграла Ольгу в фильме-опере «Евгений Онегин». И это сравнение точно не в пользу новой экранизации.
После бала
Что действительно хорошо в фильме – визуальный ряд. Но иногда и он вызывает оторопь. Невольно удивляешься, видя, что дядюшку, а затем и убитого Ленского хоронят прямо в поле, под раскидистым дубом. Где обещанные традиции? На Руси хоронят на кладбищах! Зато потом уже не удивляют стога сена, откуда-то появляющиеся посреди леса.
Усадьбы в глубинке поражают своим великолепием. Стены, затянутые шёлком, позолоченная лепнина, гигантские библиотеки, анфилада (т. е. несколько идущих в ряд) комнат. Оказалось, деревенскую усадьбу Онегина в фильме сыграл Елагино-Островский дворец. А князь, муж Татьяны, живёт в Гатчинском дворце. Зато дом Лариных снимали в музее-усадьбе Михайловское – пушкинские места стали главным украшением фильма. Но там появляется самовар, похожий на электрический. Гораздо убедительнее в фильме костюмы. Оператор филигранно показывает каждый шов и структуру ткани. И это прекрасно, хотя не ясно, почему на своих именинах Татьяна в чёрном и куда делся её знаменитый малиновый берет.
Но в целом балы в фильме роскошны. Так что тем, для кого главное – картинка, новый «Онегин» подарит положительные эмоции. А других зрителей он, возможно, подтолкнёт снова взяться за пушкинский текст.
12+
Напомним, в честь 225‑летнего юбилея великого поэта «Нижегородская правда» запустила проект «Читаем Пушкина», в рамках которого известные нижегородцы будут читать любимые стихи.