На одной ноте: почему Киркоров согласился сменить цвет настроения
Газета "Новое дело" №36 от 15.09.2022
Подписка на газетуНедавно Михаил Шуфутинский и Егор Крид представили публике обещанный совместный проект. Звёзды дуэтом исполнили хит Шуфутинского «Третье сентября». Это уже далеко не первая попытка знаменитостей перепеть старые хиты. Мода на каверы стремительно набирает обороты. Некоторые считают, что виной всему – нехватка хороших современных песен и стремление звёзд проехаться на чужом успехе. Что же действительно стоит за модой на перепевы старых песен?
На новый лад
По словам Егора Крида, идея кавера на «Третье сентября» родилась у него год назад. Он предложил Шуфутинскому обсудить её.
«Я встретился с Михаилом в ресторане, куда он приехал на новом джипе «Майбах», в руках сигара – я понял, что рядом со мной Биг Босс. Закинул свою мысль и сказал, как я всё это вижу, он согласился!» – вспоминал Крид.
Шуфутинский признался, что его убедили музыкальный талант и увлечённость Крида, и он согласился на предложение молодого коллеги. Работа с Кридом звезде шансона пришлась по душе, как и полученный результат.
«Надеюсь, что наш дуэт придётся по вкусу слушателям всех возрастов. Одно «Третье сентября» хорошо, а два – ещё лучше!» – заявил Михаил Шуфутинский.
Мнения публики насчёт совместного творения Крида и Шуфутинского разделились. Одним новый кавер пришёлся по душе, другие сочли, что он недотягивает до оригинала.
«Нет ничего лучше оригинала, все перепевки современны, но без души», – пишут они.
«Дуэт Михаила Шуфутинского и Крида «Третье сентября» меня совсем не впечатлил. Песня строится на липком припеве в исполнении Шуфутинского, а невнятные речитативы Крида тут – как вставная челюсть. Вроде есть, но можно безболезненно вырезать. А вот клип на тот же дуэт вполне внятен, тут драматичная история, и Крид в ней весьма уместен. Такие вот тонкие грани», – поделился с газетой «Новое дело» известный музыкальный критик Вадим Пономарёв.
Егор Крид вообще может считаться одним из лидеров по записям кавер-версий.
Ещё в 2017 году он перепел песню «Самба белого мотылька» Валерия Меладзе. Год спустя Крид вставил в свою песню «Миллион алых роз» припев из знаменитого хита Аллы Пугачёвой. Через пять часов после выхода песня вошла в лидеры по прослушиванию и скачиванию в сети. В том же году вышла премьера их дуэта с Киркоровым «Цвет настроения чёрный».
По словам Киркорова, он принял предложение Егора, доверившись своей интуиции. Успех кавера превзошёл все ожидания. «Цвет настроения чёрный» побил по скачиваниям и просмотрам оригинал.
В феврале этого года он вместе с МакSим перепел её старую песню «Отпускаю».
Правда, некоторые эксперты тогда отмечали, что МакSим в этом дуэте звучит выигрышнее. А самой новой версии песни не хватает экспрессии, эмоций и энергетики.
Круче прежнего
Порой кавер-версии вдыхают новую жизнь в уже проверенные хиты. Так, например, Дима Билан в прошлом году перепел сразу две свои знаменитые композиции. Вместе с Jony перепел принесший ему в 2008 году победу на «Евровидении» хит Believe, а вместе с Zivert – композицию «Это была любовь». Причём за две недели видео кавера набрало 3,5 миллиона просмотров – почти втрое больше, чем клип на оригинальную песню набрал за семь лет.
Последний кавер Билана вышел в свет 1 сентября – он перепел знаменитые «Крылатые качели», посвятив их погибшим детям Донбасса.
«Это очень деликатная версия, для многих молодых вполне заменяющая оригинальное исполнение из фильма 1979 года «Приключения Электроника», который многие уже и не видели», – считает Вадим Пономарёв.
И многие популярные некогда песни обрели сегодня вторую жизнь благодаря новым версиям. Например, певица IOWA записала кавер хита Михаила Боярского «Зеленоглазое такси». Иван Чебанов представил свою версию шлягера Андрея Губина «Ночь». Правда, в новом исполнении песня из зажигательной превратилась в лирическую.
Группа «Моя Мишель» выпустила свою версию хита «Зима в сердце» группы «Гости из будущего».
«Мы связывались с Евой Польной и Юрой Усачёвым. Они с доверием и трепетом отнеслись к нашей идее, за что мы им очень благодарны!» – делилась солистка группы.
А вот Алёна Свиридова довольно скептически отнеслась к идее группы Cream Soda перепеть её хит «Розовый фламинго». По словам певицы, она не особенно верила в успех, поскольку ремиксы на песню делались уже не раз и все они откровенно проигрывали оригиналу.
«Но ребята развернули музыку на 180 градусов и наполнили её иным смыслом, который мне оказался созвучным», – делилась Алёна Свиридова.
«Каверы иногда превосходят оригиналы, – признаёт Вадим Пономарёв. – Всё зависит от калибра артиста и удачи. Когда все распевали «Синий-синий иней» в исполнении ВИА «Поющие гитары», а позднее Филиппа Киркорова, мало кто знал, что это песня One Way Ticket в исполнении американского певца Нила Седаки (многие до сих пор думают, что это песня группы Eruption). Поверьте, «Поющие гитары» и Eruption сделали эти каверы гораздо круче. Или вот ещё классический пример: все знают балладу I Will Always Love You по пронзительному исполнению Уитни Хьюстон, хотя эта песня авторства и оригинального исполнения великой американской певицы Долли Партон. Даже так бывает!»
Старый мотив
Некоторые зрители уверены, что сегодняшняя популярность каверов вызвана нехваткой талантов – как среди авторов, так и среди исполнителей. Однако многие эксперты это мнение не разделяют.
«Каверы как исполнение чужих произведений в своей версии существуют всю историю человечества, – объясняет Вадим Пономарёв. – В народной музыке, даже первобытной, уже есть каверы – человек услышал песню от мамы или бабушки и затем поёт её в своей версии. Вся классическая музыка – это каверы. Да, у музыканта есть ноты и пожелания композитора, но каждый исполняет эту музыку очень индивидуально, и ни одно исполнение не спутаешь с другим. А уж джаз как исполнение стандартов с импровизациями – абсолютный, тотальный кавер!»
Собственно, само понятие кавер-версий, по словам эксперта, появилось только с развитием авторского права, когда автор получил право запрещать кому-то петь или записывать его песни. И даже обращаться в суды с гигантскими исками, чего ранее в истории человечества просто не могло быть.
«Тут-то многие и зачесали затылки… А оно надо, если такие проблемы?! Для классики и фольклора проблему решили ограничением авторских прав в течение 70 лет. А для остального – нет», – продолжает эксперт.
На отечественной эстраде каверы прижились довольно давно.
«До этого было примерно пять лет, когда разные наши исполнители находили для себя каверы группы «Руки вверх!» и многих других, и это было весело, – вспоминает Вадим Пономарёв. – А до этого на Первом канале была программа «Достояние республики», в которой я имел счастье участвовать как эксперт, и там песни каждого героя программы пели разные артисты. Иногда лучше, чаще – хуже оригинала. А ещё раньше на том же канале были «Старые песни о главном» в нескольких частях, помните? А до этого многие наши артисты бессовестно «тырили» западные хиты и пели в своих обработках, пользуясь «железным занавесом». Так что опыт у нас большой»…
Вообще, по мнению критика, исполнение чужой песни, не так давно спетой автором, – прежде всего дань уважения талантливой песне и талантливому исполнителю.
«Обычно в мире это понятно всем. Но в России из-за обилия алчных и завистливых композиторов (что понятно, ведь они явно недополучают денег по сравнению с американскими авторами, например) всё стало очень сложно. Попробуйте даже просто в публичном месте, например, в парке исполнить любую песню «Миража», или «Ласкового мая», или Юрия Антонова – уверен, непременно прилетит судебный иск на круглую сумму. Так что у нас каверы – это сложнейшая система договорённостей, личных знакомств, заковыристых контрактов и тому подобного. И всё-таки они появляются», – делится Вадим Пономарёв.
В целом же по всему миру авторы приветствуют, когда старая песня получает новую жизнь. Тем более что эта жизнь порой оказывается успешнее предыдущей. И как знать, может быть, через несколько лет кто-то сочинит новый кавер на сегодняшнюю версию «Третьего сентября».
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что группа Uma2rman может сменить имя на импортозамещающее название «Людмила Гурченко»