Не знают меры: почему предприниматели не активно пользуются финансовыми инструментами поддержки
Газета "Нижегородская правда" №62 от 23.10.23
Подписка на газетуВопрос о мерах поддержки бизнеса остаётся актуальным уже не один год. Сначала дело было в ограничениях, связанных с пандемией, затем – в санкциях. Сегодня компаниям нужна поддержка, чтобы продолжать развиваться. Финансовых инструментов для этого много, но, как показывает статистика, пользуются ими предприниматели не слишком активно. Почему и как это изменить – обсуждали на пленарной сессии форума «Финансовые инструменты для бизнеса», который прошёл в Нижнем Новгороде. Организаторами форума выступили Волго-Вятское ГУ Банка России и Торгово-промышленная палата Нижегородской области.
Высокий темп
С таким мощным давлением, как в прошлом году, нижегородская экономика, как и экономика страны в целом, не сталкивалась, пожалуй, раньше никогда.
Однако в последние три-четыре месяца 2022 года экономика региона вышла в плюс, преодолев спад наблюдавшийся в первых трёх кварталах.
В этом году, по словам и. о. заместителя губернатора Нижегородской области Егора Полякова, экономика региона показывает уже высокие темпы роста – 8% по итогам восьми месяцев. К слову, в целом по России этот показатель составляет 2,5%.
Основные локомотивы роста – торговля, обрабатывающая промышленность и строительство.
«Одним из ключевых факторов, обеспечивающих успех не только малого и среднего бизнеса, но и предпринимательства в целом, является доступность финансирования, благоприятная инвестиционная среда», – отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин.
Доступность финансирования сегодня обеспечивают различные меры поддержки, в частности большое количество программ льготного кредитования бизнеса, которые были разработаны федеральными и региональными властями, а также Центральным Банком России.
«Кредитов МСП за семь месяцев выдано на 175 млрд рублей. Из них с мерами поддержки по льготным программам – всего 9%. Это, будем откровенны, не очень большая цифра», – отметил Егор Поляков.
Почему же бизнес не пользуется имеющимися возможностями?
В новых условиях
Одна из причин – плохая информированность, считают эксперты.
«Очень много всего делается, но почему-то информация не доходит до того, на кого она направлена, – отметил председатель комитета по экономике, промышленности, поддержке предпринимательства, торговли и туризма Законодательного собрания Нижегородской области Игорь Норенков. – Может, действительно, потому что мер поддержки много, и в них нужно разбираться».
Несмотря на то, что бизнес смог адаптироваться к новым непростым условиям, о чём говорит рост экономики, вопросы информированности о действующих мерах поддержки не теряют своей актуальности.
Как отметил Игорь Норенков, малый бизнес уже не рассматривается только как сектор обслуживания и торговли. МСП переключаются на технологический суверенитет, инвестиции, которые связаны с развитием производства и технологических площадок, вложением в оборудование.
О недостаточной информированности предпринимателей о существующих мерах поддержки говорил и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий.
«Не успевает бизнес ознакомиться с программами», – сказал он.
Ещё одна проблема, по его словам, – высокая стоимость льготных кредитов для малого бизнеса. Павел Солодкий подчеркнул, что важно на региональном уровне развивать такую меру поддержки, как субсидирование процентных ставок по банковским кредитам и лизинговым платежам, что позволит МСП вкладывать деньги в технологическое переоборудование и продолжать развитие.
Тонкие настройки
Бизнес, говорит заместитель начальника Волго-Вятского ГУ Банка России Екатерина Богопольская, уже строит планы на среднесрочную перспективу.
«Но для долгосрочных приоритетов нужна ценовая и финансовая стабильность. Все решения Банка России по ключевой ставке направлены на это, – отметила Екатерина Богопольская. – Механизмы стимулирования должны иметь более тонкую настройку. В поддержке нуждаются проекты, которые способствуют технологическому суверенитету, импортоопережению и структурной адаптации экономики. Обсуждаем с представителями бизнеса волнующие их вопросы для дальнейшей их проработки на федеральном уровне.
Екатерина Богопольская призвала повышать финансовую грамотность бизнеса, чтобы вовремя успеть воспользоваться новыми возможностями, которые есть сегодня на финансовом рынке».
Чтобы помочь бизнесу легче ориентироваться в возможностях, которые сегодня есть на разных уровнях, Егор Поляков предложил создать справочник по программам поддержки.
«Мы активно ищем и находим новых деловых партнёров для наших предприятий, всячески содействуем предпринимателям в условиях структурной перестройки. Финансовых мер поддержки от различных органов власти сейчас действительно много, – отметил и. о. замгубернатора. – Для того чтобы бизнес мог легче в них ориентироваться, предлагаю Нижегородской ТПП обобщить информацию и создать справочник по программам поддержки, которые действуют в стране. В нём важно отразить, для каких ОКВЭД подходит та или иная программа, какие ставки по ним действуют».