Нижегородка Екатерина Викаренко открыла безглютеновое кафе
Газета "Нижегородская правда" №39 от 02.07.25
Подписка на газету
Екатерина Викаренко с дочерью и командой
Необычное кафе открылось в Нижнем Новгороде. Здесь не подают блюда, содержащие белок пшеницы – глютен. Появилось оно не как дань моде или чьей-то прихоти, а ради людей, которые вынуждены сидеть на строжайшей диете и отказывать себе даже в небольших гастрономических радостях. Создателя этого бизнеса к предпринимательству из госслужбы привела сама судьба. О своём пути предприниматель рассказала в рамках проекта газеты «Нижегородская правда» — «Люди дела».
Новый поворот
Екатерина Викаренко родом из Мурманска. Там вышла замуж, родилась дочь.
«Я всю жизнь проработала на госслужбе, никогда никакого отношения к бизнесу лично не имела, – рассказала Екатерина. – Муж – да, он по профессии инженер-кораблестроитель, водолазный специалист, в Мурманске развивал морской бизнес – подъём затонувших кораблей, подводный ремонт судов, прокладка трубопроводов, строительство причалов».
Со временем Екатерина с мужем стали задумываться о переезде в другой регион с более мягким климатом.
«У мужа была мечта – начать выращивать фермерскую рыбу, он искал подходящее место и нашёл его в городе Семёнов Нижегородской области, – рассказала Екатерина. – И два года назад мы продали всё, что у нас было в Мурманске, и переехали в Нижний Новгород. Вместе со своим давним партнёром муж построил рыбную ферму».
Екатерина тоже решила заняться бизнесом, идею для которого подсказала ей сама жизнь.
Когда ещё в Мурманске дочка пошла в ясли, выяснилось, что у девочки серьёзные проблемы с ЖКТ. Она не может принимать обычную пищу.
«Постоянные боли в животе и другие неприятные симптомы нас очень тревожили, – рассказал Екатерина. – Обследование выявило аллергию на глютен. Я тогда об этом ничего толком не знала. Оказалось, что накормить такого ребёнка довольно сложно, потому что глютен содержится в огромном количестве продуктов. Это не только злаки, крупы, хлебобулочные и кондитерские изделия, макароны, но и соусы, йогурты. Любимая детьми картошка фри и прочие вкусности могут содержать так называемый «скрытый» глютен. Где именно он попадётся, сказать сложно. Для нас началась совершенно новая жизнь».
Одно такое
Екатерина начала готовить для своей дочери самостоятельно даже для того, чтобы ребёнок поел вне дома.
«Моя дочь не могла в садике кушать наравне со своими сверстниками, – вспоминает Екатерина. – Чтобы пойти в обычное кафе и выбрать что хочется – об этом тоже не могло быть и речи. Особенно непросто было на отдыхе. Когда едем в отпуск, никаких гостиниц, кафе, ресторанов – всегда берём апартаменты с кухней, и это круглосуточная готовка. Есть, конечно, отель в Турции, например, при котором есть безглютеновый ресторан. И в Арабских Эмиратах есть отель с таким рестораном. В России таких отелей нет вообще».
Со временем Екатерине пришла в голову идея открыть безглютеновое кафе в Нижнем Новгороде, чтобы оторвать себя от постоянной готовки и облегчить жизнь таким же мамочкам, коих, судя по сообществам в соцсетях, на которые она подписана, весьма немало.
«Общепит – это всё-таки особая сфера, – рассказала Екатерина. – Пришлось многое узнавать с нуля. Есть, например, нюансы в расстановке оборудования, выкладке витрины – с этим помогали повара, кондитеры, пришлось привлечь не одного консультанта. А вот рецепты блюд, которые мы подаём, это мои наработки за те пять лет, что дочь соблюдает безглютеновую диету. Я сама постоянно развиваюсь в этом направлении, прохожу курсы, обучаюсь в онлайн-школах, собираю информацию в соцсетях и теперь общаюсь со своими клиентами, со многими из которых мы подружились».
На строгой диете
Клиенты подобных заведений – это не только люди с аллергией на глютен, но прежде всего те, у которых диагностирована целиакия, или глютеновая энтеропатия, – заболевание, при котором отсутствуют ферменты, расщепляющие этот белок злаковых. По статистике, примерно каждый сотый человек на земле страдает от целиакии. Таким людям показана строгая безглютеновая диета.
«При такой диете нельзя, чтобы с пищей попала даже мельчайшая доля глютена, иначе появляются боли в животе, жидкий стул по 15 – 17 раз в сутки, слезает кожа на ногах, – рассказывала нашей газете мама мальчика с диагнозом целиакия Татьяна Горячева. – Безглютеновая диета в основном низкокалорийная, ребёнок постоянно хочет есть. Но ему можно только индейку, киноа, рис, безглютеновое печенье – на всё остальное аутоиммунная реакция».
При этом в России заведений общественного питания, где можно без опаски поесть людям с целиакией, – по пальцам пересчитать.
«Если мы говорим о сертифицированных заведениях, то есть одобренных обществом больных целиакией «Эмилия», то, если мне не изменяет память, есть одна кондитерская на всю Москву, по одному кафе в Пятигорске и Ставрополе, три или четыре безглютеновых ресторана в Санкт-Петербурге, – рассказала Екатерина. – То есть совершенно точно нельзя сказать, что подобные учреждения на каждом углу. Именно поэтому к нам в Нижний Новгород сейчас и едут из разных городов, потому что знают, что наш персонал прошёл соответствующее обучение, кафе сертифицировано, и у нас по-настоящему безопасно. С теми, кто из-за расстояний не может к нам приехать, делюсь рецептами и высылаю им по возможности блюда длительного хранения, такие, например, как тушёнка и сухарики. Есть у нас такие друзья-клиенты в Москве и Миассе».
Екатерина говорит, что её бизнес – это личная история, она понимает, что испытывают люди с непереносимостью глютена.
«Многие из людей, покупая хлеб в магазине или пекарне или заказывая десерт в кондитерской, не задумываются о том, что есть те, для кого такое обычное действие – роскошь, – говорит Екатерина. – Возможность позавтракать, пообедать или поужинать в кругу семьи, не простояв при этом у плиты, – маленький праздник. Мамы отдыхают от готовки, а дети радуются, что есть возможность большущего выбора здесь и сейчас».
Заведению Екатерины всего два месяца, но она уже думает о перспективах. Есть мысли открыть подобные кафе в других частях города, в том числе в заречной части, а также выйти и на соседние города. В планах и реализация выпечки в безопасных упаковках через другие заведения, которые не специализируются на безглютеновом меню.
