«Нижегородская правда» рассказывает о первых послевоенных годах в жизни области
Продолжаем путешествие во времени в честь юбилея «Нижегородской правды». За бортом проносятся 1940‑е годы. Эхом остались позади взрывы бомб, на горизонте залпы победного салюта! Закончилась война. Впереди столько дел!..
Закончилась война
9 мая «Горьковская коммуна» вышла с текстами Акта о военной капитуляции, Указов Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении 9 мая праздником Победы» и об учреждении медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. ».
Газета рассказала, что сообщение по радио о безоговорочной капитуляции Германии, прозвучавшее в 2 часа 10 минут, слушали рабочие ночной смены на всех заводах. На «Красном Сормове» победная весть «вихрем ворвалась во все цеха, к мартенам, прокатным станам, в большие пролёты механических цехов». «Невиданное ликование» было на заводе имени Сталина (машиностроительном). «Крики «ура!», слёзы радости, волнующие речи – всё это слилось в незабываемое торжество победителей, с честью вынесших великие испытания четырёх лет войны», – описывала газета торжество на ГАЗе.
На заводе «Двигатель революции» уже через несколько минут после сообщения о победе «в одном из крупнейших цехов собрались более 700 человек, работавших в ночной смене. «Крики «ура!» долго не смолкали в огромном корпусе цеха», а после митинга «с песнями расходились рабочие по своим местам, чтобы закончить работу смены исторического дня».
На следующий день газета рассказала, как встретили весть о Победе в Горьком. Город вдруг засиял. Свет зажёгся, кажется, в каждом окне. Люди выбегали на улицы, все обнимались, смеялись и плакали. «Город в одно мгновение наполнился счастьем. Оно плескалось, лилось через край, затопляя сердца, освещая улыбкой сияющие лица». Победа!..
Пустили троллейбус
После войны с общественным транспортом в Горьком было туго. С 1942 года автобусы из-за отсутствия горючего не ходили, рейсы возобновились 1 июня 1945‑го, но машин не хватало. Трамвайные вагоны в войну не ремонтировали, и парк сильно износился. Решено было вводить новый транспорт – троллейбус.
Три машины поступили из Москвы, где троллейбусное движение пустили ещё в 1933‑м. Ещё один троллейбус, как рассказала «Горьковская коммуна», изготовили на нашем авиационном заводе. К слову, именно он, с бортовым номером 1, и открыл движение 27 июня 1947 года. За рулём был Константин Лепилин, прошедший, как и другие водители, подготовку в столице.
«Блистающие свежестью окраски машины выстроились вереницей у красной ленты на площади Минина и Пожарского, – описывала газета торжественный момент. – Отсюда троллейбусы пойдут в свой первый рейс».
Люди на остановках встретили троллейбусы аплодисментами. Дети старались первыми забежать в невиданную машину.
Газета сообщила, что пока сдана первая очередь троллейбусного кольца: площадь 1 Мая (сейчас Горького) – улица Свердлова (Большая Покровская) – площадь Минина и Пожарского – улица Фигнер (Варварская) – площадь Свободы. При этом с улицы Полевой (Горького) переносят трамвайные рельсы – на улицу Белинского. По Полевой также пойдут троллейбусы, получится кольцо. Сообщалось, что время в пути по нему составит 15 – 20 минут, а троллейбусы будут ходить ежедневно с 7 часов утра до часу ночи.
Ввели раздельное обучение
В августе 1943 года «Горьковская коммуна» сообщила, что решением Совнаркома СССР мальчики и девочки с 1‑го по 10‑й классы будут теперь учиться отдельно. Объяснили так: в СССР – социальное равноправие полов, но это «не означает игнорирования специфических особенностей». Установка такая: «юноши – будущие отцы и мужественные борцы за социалистическую родину и девушки – сознательные матери, воспитательницы нового поколения».
Газета сообщила, что в нашей области раздельное обучение вводится в Горьком, Дзержинске и Арзамасе. Будут особенности: в женских школах – домоводство, рукоделие, в мужских постепенно сделают упор на военном деле, производственном обучении. При этом отмечалось, что нужны совместные для учеников и учениц праздники, вечера.
1 сентября школы в трёх городах области встретили детей в новом статусе: например, в Горьком – мужская средняя школа № 8, женская средняя школа № 3. Из них газета дала репортажи о первом учебном дне.
В связи с новшеством настоятельно рекомендовалось, чтобы в мужских школах директорами были мужчины, в женских – женщины. Но мужчины были на фронте, и, например, в той же школе № 8 мальчиков поздравила с началом учебного года директор Шатрова.
Мальчики и девочки учились раздельно 11 лет. 1 сентября 1954 года они сядут за парты уже вместе.
Открыли Чкаловскую лестницу
Планы построить лестницу к Волге появились сразу после открытия памятника Чкалову в декабре 1940‑го. Уже через неделю из Горького в Совнарком СССР ушла просьба выделить на 1941 год средства.
С началом войны, понятно, стало не до этого, но после победоносного завершения Сталинградской битвы в феврале 1943‑го председателю горисполкома Александру Шульпину, земляку Валерия Чкалова, удалось добиться выделения средств на возведение лестницы, которой суждено будет стать одной из главных достопримечательностей города.
Грандиозное сооружение стало детищем архитекторов Льва Руднева, Владимира Мунца и Александра Яковлева. 27 мая 1944 года заложили символический первый камень.
Лестницу строили пять лет, в том числе с привлечением пленных немцев. Её открыли 24 июля 1949 года, когда отмечался День Военно-Морского Флота СССР. «К часу дня высокий Волжский откос у Кремля сверху донизу заполнили десятки тысяч людей, – рассказывала «Горьковская коммуна». – На Волжской лестнице выстроился пятитысячный сводный городской хор и большой духовой оркестр». На мачте у лестницы подняли флаг Военно-Морского Флота, исполнили Гимн Советского Союза, начался парад судов. Праздник получился грандиозным.
Лестницу официально назвали Волжской, но в народе она стала Чкаловской. Это название и прижилось.