Покровские ворота: куда исчезли пруды старого Нижнего Новгорода
Газета "Нижегородская правда" №58 от 28.09.2022
Подписка на газетуСтарый Нижний был городом, изрытым оврагами, в которых били родники и бежали ручьи, нередко образовывая водоёмы. Сегодня трудно представить, что когда-то на месте сквера на площади Горького в Нижнем Новгороде имелся пруд, а на Чёрном пруду рядом с Алексеевской катались на лодках. К сожалению, все пруды и овраги давно засыпаны, но остались воспоминания историков, легенды и тайны, которые теперь экскурсоводы презентуют любопытным туристам.
Чёрные тайны
Один из самых известных прудов, пожалуй, Чёрный. Согласно документам, существовал он ещё до 1621 года. Существует несколько версий возникновения его названия. По одной Чёрным или Поганым его именовали из-за того, что именно сюда стекались весенние и дождевые воды с окрестностей. По другой – раньше здесь протекала речка Чёрная, которая впоследствии впадала в Ковалиху. Именно на Чёрной сделали запруду, и появился пруд, название которому перешло из-за слишком тёмной воды.
Как бы то ни было, долгое время Чёрный пруд действительно производил весьма неприятное впечатление. Ровно до того момента, пока за его благоустройство не взялся купец Медовиков. Именно он вычистил водоём, разбил около него сад, построил беседку в форме ротонды. Устройство пруда обошлось Медовикову в 3500 рублей серебром.
«Покуда Медовиков был содержателем нижегородского откупа, то каждогодно давал на Чёрном пруде праздник 1 числа мая. Эти праздники были такие, каких уже Нижний Новгород не видал после того. Посередине пруда устраивался плавучий храм, великолепно иллюминованный китайскими фонарями; берега пруда и все аллеи сада освещались стаканами и плошками; беседку также иллюминовали и убирали лимонными и померанцевыми деревьями и множеством различных растений в цвету. Музыка гремела в разных частях сада; песенники разъезжали по пруду в лодках. Радушный хозяин угощал всех гуляющих десертом и прохладительными напитками; в буфетах, устраиваемых в клумбах, можно было получить чай, кофе, лёгкую закуску и водку. Гулянье 1 мая на Чёрном пруду всегда продолжалось почти до самого света», – писал Николай Храмцовский в книге «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода».
Мини-ВДНХ в проекте
С годами пруд стал менее популярен, особенно в период, когда в городе обустроили Английский сад. Впрочем, популярность всё же вернулась к нему в 1916 году. Тогда территорию сдали в аренду частнику. В итоге зимой стали вновь заливать каток, его освещали. Играла музыка, работали раздевалки, в которых можно было взять напрокат коньки. Перед революцией на катке установили большой экран, на котором можно было абсолютно бесплатно смотреть фильмы.
В советское время пруд снова пришёл в запустение. Более того, он зарос и превратился в зловонную яму. В газете «Нижегородская коммуна» не раз обсуждалась будущая судьба Чёрного пруда. Так, некоторые эксперты, в том числе агроном Беляев, предлагали засыпать пруд и сделать на его месте показательный сельскохозяйственный участок для крестьян. Этакое мини-ВДНХ в проекте. Нужно отметить, что далеко не все оценили такое предложение по достоинству.
В номере от 8 июля 1925 года оппоненты пишут: «Допустим такое, что в один прекрасный день… над Чёрным прудом разразится гроза. Что тогда будет с великолепным показательным участком? Дождевая вода снесёт без остатка все труды агронома Беляева, а пешеходам, которым придётся переходить Алексеевскую, ул. Осыпную и Чернопрудский пер. по пояс в грязной воде, будут посылать по адресу неудачных организаторов отменные благодарности. Оба автора не учли главного обстоятельства, которое разбивает все их надежды: Чёрный пруд расположен в низине, куда стекают дождевые воды».
Авторы материала предлагали расчистить пруд, привести берега в порядок и сделать местом отдыха. Ни тем ни другим планам сбыться было не суждено. В 1926 году пруд осушили, засыпали и построили на его месте первый небоскрёб в Нижнем Новгороде.
Звёзды сошлись
Совсем иначе выглядела территория около площади Горького. Когда-то улица Большая Покровская в районе Малой Покровской уходила резко влево – мешали Покровские пруды. Чтобы Большая Покровская пролегала прямо, была насыпана дамба шириной 10 метров и длиной 150 метров. Предполагалось, что со временем прудам придадут правильную прямоугольную форму и разобьют сады. Местным жителям предписывалось не сбрасывать мусор в воду, но массовая застройка, активное освоение территории способствовали как раз обратному. Вода в прудах стала частенько застаиваться, становилась мутной, приобретая неприятный запах. Верхний пруд, тот, что находился около усадьбы известного музыкального критика Улыбышева (двухэтажный особняк можно увидеть и сегодня, он располагается на пересечении Малой и Большой Покровской), скоро засыпали. А вот на нижнем ещё долго регулярно устраивали массовые гулянья. Впрочем, в итоге его постигла та же участь – пруд засыпали.
Параллельно шло формирование Звездинки. Говорят, своё название она получила по звёздообразному оврагу, который тянулся на протяжении всей современной улицы. По другой версии, именование связано с дворянской фамилией Звездиных, которые владели этой территорией. Какая из этих версий наиболее правдива, гадать не будем. Зато доподлинно известно, что мощные родники, бившие в оврагах, дали начало двум прудам – Звездину и Дюкову. Максим Горький писал в своём произведении «В людях»: «Улицы, как я привык понимать её, – нет, перед домом распластался грязный овраг, в двух метрах его перерезали узкие дамбы. Налево овраг выходит к арестантским ротам, в него сваливают мусор со дворов… направо, в конце оврага, киснет илистый Звездин пруд, а центр оврага – как раз против дома… место донельзя скучное, нахально грязно». И всё же Звездин пруд – место, несомненно, историческое. На прилегающих к Звездиному пруду улицах жили писатели Максим Горький и Александр Гациский, русский историк, основоположник нижегородского краеведения Николай Храмцовский, астроном-популяризатор Константин Покровский.
Дюков пруд располагался на пересечении Звездинки и Студёной. В середине XIX века этот пруд славился тем, что здесь находили приют городские воры и мошенники. В тёмное время суток находиться тут было крайне опасно. Описывал Дюков пруд и Алексей Максимович в повести «Детство»: «Вся площадь изрезана оврагами; в одном на дне его стоит зеленоватая жижа, правее тухлый Дюков пруд». Кстати, именно в этому пруду дядья чуть не утопили отца Алёши.
В конце XIX века Ковалихинский овраг, Звездин и Дюков пруды засыпали. Сейчас на месте последних Звездинский сквер. Впрочем, нижегородцам и гостям города не так уж сложно вернуться в прошлое благодаря фотографиям Александра Карелина, Максима Дмитриева и, конечно, произведениям литературных классиков, которые навсегда запечатлели в своих произведениях старый Нижний.