В России составили «Словарь коронавирусной эпохи»
Газета "Нижегородская правда" №3 от 19.01.2022
Подписка на газетуВакцинотуризм и дачаизоляция, карантье и ковидёнок – могучий русский язык за время пандемии заметно обогатился новыми словами. Лингвисты Санкт-Петербургского государственного университета выпустили словарь слов, появление которых связано с пандемией COVID-19. Коллективный труд назвали «Словарь русского языка коронавирусной эпохи». В его составлении приняли участие и нижегородские лингвисты.
О дивный новый коронавир
Когда грянула пандемия, мы все массово ушли на дистант, ковикулы и дачаизоляцию, начали совещаться в зуме и практиковать догшеринг. Ещё пару лет назад такое предложение звучало бы для большинства из нас набором слов, а сегодня это та реальность, в которой мы живём.
Эту новую реальность активно анализируют лингвисты, составившие коронавирусный словарь. Кстати, в качестве примера туда попала и публикация с сайта «Нижегородской правды». «Коронач проявился как обычное простудное заболевание у Леши», – цитирует словарь реплику героя публикации pravda-nn.ru.
Коронач – одна из разновидностей обозначения коронавирусной инфекции. За два года у заболевания, которое накрыло весь мир, появились десятки названий: ковида, ковидий, ковидик, ковидина, ковидинг, ковидло, ковидоз, ковидушко, ковидыч, а также корона, коронавир и многие другие. Например, американский президент Дональд Трамп предложил переименовать коронавирус в кунг-флю (от англ. kung fu – кунг-фу и flu – грипп), и это слово тоже вошло в словарь.
Досталось и медицинским маскам. Их назвали намордниками, а масочный режим окрестили как «маски-шоу». Тех же, кто стремился обезопасить других, надевая маску, обозвали масконосами, масочниками, маскофилами. А тех, кто маски носит неправильно, – подбородочник и подносчик.
Новые оттенки появились у слова режим. В первую очередь он не строгий и не режим дня, не политический и, слава богу, не тоталитарный, а масочный режим и режим самоизоляции.
Кожный антисептик любой из нас с высокой долей вероятности назовёт санитайзером. И даже школьник теперь знает, что такое ИВЛ, а также сможет объяснить, что такое плазма крови и сатурация.
В народ ушли слова «плато» (ведь мы так его ждали), ПЦР (мало осталось тех, кто его не сдавал), СИЗ (маски и перчатки хоть раз надевал каждый из нас).
Лингвистический пир
По словам авторов словаря, языковая ситуация, вызванная пандемией, – редкий случай в истории русского языка, когда за очень короткий период появилось огромное количество неологизмов и изменилось употребление уже имеющихся в языке слов.
– Такой языковой карнавал, такой лингвистический пир, который происходил на страницах СМИ и интернета во время «чумы XXI века», как лингвопсихологическая реакция на пандемию коронавирусной инфекции COVID-19 и особенно – на карантин и самоизоляцию, обусловленные ею, безусловно, заслужил самостоятельного, целенаправленного и обобщённого анализа, – говорится в предисловии к «Словарю русского языка коронавирусной эпохи».
Эта языковая стихия, уверяют авторы словаря, бушующая на страницах СМИ и интернета, не могла не привлечь профессиональный интерес журналистов, лингвистов и лексикографов.
– Один из разделов этой книги писала я по приглашению моих коллег, – сказала профессор НГЛУ Елена Маринова. – Свой раздел я закончила своеобразным прогнозом, высказав предположение, что в 2021 году (я писала это в декабре 2020-го) новые слова будут массово образовываться уже не от слов «ковид» и «корона», а от слова «вакцина», поскольку в начале 21-го ожидались её появление и внедрение. И действительно, вакцина, а если быть ещё более точным – глагол вакцинироваться, на мой взгляд, не уступали в 2021 году словам ковид, корона(вирус). Глагол чрезвычайно актуален, как и вопрос: «Ты вакцинировался?» или призыв в социальной рекламе: «Вакцинируйтесь!». Это то, что мы слышим и видим ежедневно. Это наша новая реальность. Кроме того, актуализировались слова ревакцинация, ревакцинироваться; появилось завакцинироваться и т. д.
А одновременно с ними вакцинокризис, вакциноскептик, вакцинофоб. Вместе с классическим туризмом люди по всему миру всё чаще стали заниматься вакцинотуризмом – поездки в другие страны, чтобы привиться от коронавирусной инфекции.
За время пандемии появились не только новые слова, но и десятки шутливых тематических пословиц: «Незваный гость хуже инфицированного», «Все дороги ведут в Ухань», «Один пашет, семеро на карантине пляшут», «С кем поведёшься, от того и ковиднёшься».
Последний раз, говорят эксперты, родная речь так сильно обогащалась 100 лет назад после событий Февральской и Октябрьской революций.
Вот только надолго ли останутся с нами эти сотни новых слов, предсказать сложно. Язык моментально среагировал на происходящее. Лингвисты считают, что с высокой долей вероятности из языка не исчезнут «локдаун», «самоизоляции», «ковид» как языковые маркеры этого непростого периода. Но неологизмов, образованных от слов «ковид» и «корона», сотни. Столько не нужно. Скорее всего, через пару десятков лет никто не станет употреблять «маскобесие» или «зумбомбинг».
По крайней мере, хочется верить, что никаких диванстраций нам устраивать не придётся, а вот удалёнушка с зум-русалками, так и быть, пусть остаются.