Нижегородские производители прокомментировали подорожание молока
Газета "Новое дело" №11 от 20.03.25
Подписка на газету
Стоимость местной молочки не радует
В нижегородских супермаркетах и магазинах цены на молочную продукцию пошли в рост – и довольно чувствительно. Литр молока поднялся в цене на 10 – 15 рублей и перевалил за сотню, повысилась стоимость сыра, кефира, сметаны и творога. И не последними темпами дорожает продукция нижегородских производителей. Мы попытались выяснить, в чём причина.
Сняли сливки
Стоимость молочки поднялась, конечно, не за один день.
«Я ещё зимой заметила, как цены пошли вверх, – делится наша читательница из Нижегородского района Татьяна Горбунова. – На рубль, два, три. А этой весной практически всё молоко стоит уже выше 100 рублей за литр! Бутылка молока от нижегородского производителя – я всегда только её покупаю – стоит 109 рублей. А ведь ещё пару месяцев назад брала её за 89 – 95 рублей».
Не радуют и цены на сливочное масло. Прошлой осенью оно серьёзно подорожало и, кажется, продолжает подниматься в цене. Если раньше стоимость пачки составляла в среднем 140 – 150 рублей, то теперь в районе 200. Некоторые производители подняли ценники до 300 рублей за пачку.
«Да, всё потихоньку дорожает, – разводит руками представитель одной из торговых сетей на улице Белинского Екатерина Лунева. – Ценники приходится нередко переписывать. Сами видите, пачка творога весом в 200 граммов стоит 110 – 113 рублей (раньше около 100), банка сметаны – 75 – 80 рублей, упаковка сливок – 70 – 75 рублей».
Любой ценой
Последний раз молочная продукция серьёзно дорожала по всей стране в конце 2022 года. Тогда литр молока вырос в цене на 12 – 17 рублей.
Производители молочки объясняли это тем, что подорожало буквально всё, что связано с производством, – от импортных кормов и упаковки до энергоресурсов и трат на горюче-смазочные материалы.
Кроме того, в нашей стране выросло число перерабатывающих заводов, что создало дефицит молока на рынке. Это привело к тому, что осенью цены на молочную продукцию росли каждый месяц примерно на 10 %.
За последние несколько месяцев отпускные цены на молоко, масло и сыр снова резко выросли. Но винить во всём сельхозпроизводителей не стоит.
«У нас очень высокая себестоимость молока, высокие закупочные цены абсолютно на всё: комбикорма, кормовые добавки, дорогие ГСМ и электроэнергия», – объясняет председатель Нижегородского молочного союза, директор СПК «Дубенский» Николай Рыбин.
По словам руководителя, предприятия не могут работать себе в убыток. В противном случае их придётся просто закрыть.
«Сейчас цена на молоко у предприятий немного снизилась, но на ценниках в магазинах это никак не отразилось, – сетует Николай Рыбин. – Всё потому, что торговые сети не хотят снижать её. Надавить на них никто не может. А покупатели в итоге во всём винят нас, производителей».
На непомерные аппетиты торговых сетей жалуются многие представители отрасли.
«Мы даём продукцию на прилавок, а торговые сети делают наценку какую им вздумается, – объясняет генеральный директор Городецкого молочного завода Нина Квасникова. – Поэтому о ценах на молочную продукцию очень сложно судить. Мы не можем поднять цены на продукцию резко и намного, ведь торговые сети её просто не возьмут».
По словам директора, они уже сталкивались с такими ситуациями.
«В прошлом году прямо накануне Пасхи сеть «Пятёрочка» сняла с продажи нашу сметану, – вспоминает Нина Квасникова. – Спрашиваем у менеджера, почему такое произошло, а она только руками разводит – дескать, нам невыгодно её продавать».
Продуктовый напор
В своё время Молочный союз России уже обращался в правительство страны и к антимонопольщикам с жалобой на высокие наценки в торговых сетях, которые в некоторых случаях составляли от 50 до 150%.
«Самая высокая накрутка идёт на продукты, на производство которых требуется большое количество молока, – посетовала директор Союза Людмила Маницкая. – Это, к примеру, сыр, масло, сметана. Жалобы на то, что у федеральных сетей высокие наценки, поступают в Союз от производителей со всей России».
С такой же жалобой в ФАС обращались и депутаты комитета Госдумы по аграрным вопросам. Народные избранники отметили, что наценки составляют 40 – 70% и выше. А по высокомаржинальным видам продукции (сливочное масло, сыры, сухое молоко) – до 100 – 150%. Из-за этого стоимость сырого молока снижается, а цена для потребителя увеличивается.
Во всех случаях специалисты ФАС начинали массовые проверки, но нарушений не находили. Подключится ли теперь ФАС к проблеме и повлияет ли это на цены, сказать сложно.
Ранее сайт pravda-nn.ru сообщал, что стоимость продуктов в Нижегородской области выросла на 10,8%.