Нижегородский камерный театр представил премьеру мюзикла «Астрономия любви»
Газета "Нижегородская правда" №73 от 07.12.22
Подписка на газетуКамерный музыкальный театр представил премьеру спектакля «Астрономия любви» по знаменитой пьесе Михаила Себастиана «Безымянная звезда». Короткая, блеснувшая как падающая звезда, история любви столичной красавицы и провинциального учителя астрономии многим знакома по фильму Михаила Козакова, ставшему классикой советского кино. Три года назад Нижегородский театр оперы и балета представил зрителям великолепный балет на музыку Владимира Качесова, поставленный по этой пьесе, и вот — новое прочтение этой истории. На этот раз это мюзикл Марка Самойлова, который вернулся на сцену Камерного театра через 15 лет после первой постановки.
Возвращение
Для Камерного театра её заново поставил Сергей Сметанин – в прошлом выпускник вокального отделения Нижегородской консерватории, который сделал всё, чтобы его новый спектакль ни в чём не повторял предыдущий. И это ему удалось. Премьера получилась лёгкой, эффектной, яркой, наполненной юмором и иронией, и в то же время глубокой и проникновенной.
Сценограф Сергей Сахно создал для героев очень изящное, воздушное, с лёгкостью трансформирующееся пространство, уделив огромное внимание деталям – от мечты молодого астронома (старинного фолианта по астрономии) до лейки, которая заменяет ему душ. С первой же сцены – прибытия поезда, который даже не останавливается в маленьком городке, зрители влюбляются в этот спектакль, наполненный светом и цветом.
А когда действие переносится в маленькую квартирку главного героя, они уже чувствуют себя, как дома. Стул, стул, книжный шкаф, диванчик – скромная и уютная обстановка довоенных лет –знакома многим по фильмам и фотографиям, и навевает ностальгию по временам, когда никто никуда не спешил и просиживал вечера за книгой. А портреты Коперника, Кеплера и карты звёздного неба на стенах сразу дают понять, что здесь живёт человек, влюблённый в звёзды.
С большим вкусом создала костюмы к спектаклю Полина Гришина – элегантные и благородные, они переносят зрителя почти на сто лет назад, в век чопорности и галантности. Причём каждый отражает характер героя. Скромный костюм Морина, суровый, но с претензией на красоту наряд мадемуазель Куку, сияющее небесной голубизной платье Моны, милые платьица с передничками у учениц, и совершенно феерический наряд столичного щёголя Грига – чёрный костюм в полоску, с алым жилетом и элегантным алым же платочком в кармашке! А костюмы его друзей, сшитые в стиле 30‑х, словно сошли со страниц журналов мод той поры. На этом пёстром фоне и разворачивается история любви.
Магия голосов
Роль Морина в спектакле исполнил Дмитрий Лазарев. Он пришёл в труппу театра в августе этого года, великолепно вписался в коллектив и мгновенно стал любимцем публики. А «Астрономия любви» прибавила ему новых поклонников – его исполнение блестяще не только вокально, но и драматически. Каждая интонация им прочувствована и обыграна, каждый эпизод истории выверен и отыгран по полной.
Но самое главное – он идеально совпал в дуэте со своей партнёршей – Дарьей Куликовой, исполнительницей роли Моны. Их голоса прекрасно сливаются, и своим исполнением он идеально оправдывает «оперность» голоса партнёрши, словно подчёркивая необычность и чужеродность её героини. Голос Дарьи поражает своей красотой и силой. Словно колокольчик он звенит где-то в вышине, словно и вправду стремится к звёздам.
Многогранно исполнила роль мадемуазель Куку Лариса Назарова. То она суровая школьная начальница, то трогательная постаревшая женщина, сожалеющая об утраченной молодости и потерянных возможностях. Этот переход сыгран просто и честно, и от этого её героиня становится близкой зрителям.
Очень игривый образ Земфиреску получился у Анны Никитичевой. Лукавая, восторженная, мечтающая о красивых нарядах и столичной жизни девочка – очень узнаваемый и вполне современный характер, прекрасно исполненный вокально. Практически чеховское «В Москву!», но на румынский лад. Наивный скромняга, витающий в облаках творчества, – таким получился Удрю Сергея Перевозчикова. Так и хочется увидеть его оперу невозможности о любви между звёздами. Немного нелепый и рассеянный, его герой привлекает своей правдивостью. И совершенно феерического Грига показал Сергей Миндрин. С момента появления его на сцене он словно заполняет своей энергией и харизматичностью всё вокруг.
Противостояние
Очень эффектны хореографические номера, поставленные Ириной Брежневой. Каждый из них – отдельное удовольствие для зрителя: от мистических «добрых соседей», почему-то одновременно напоминающих «Триллер» Майкла Джексона и «Призрак оперы», до слегка хулиганского танца друзей Грига.
А тройное танго Грига, Моны и Куку – это не просто танец, он раскрывает характеры героев и их отношение к жизни. И вот уже героиня стоит перед выбором – любовь в шалаше или слава и достаток.
Герой Миндрина разыгрывает свою партию, идеально соединяя музыку и драматизм. На глазах зрителей брошенный любовник прекращается во всезнающего мужчину, снисходительного, не верящего в любовь и готового простить свою ветреную возлюбленную, чтобы и дальше демонстрировать её на светских раутах, как куклу. И даже есть в нем что-то, чему сочувствуешь. Почему он – красивый, гордый, сильный так и не узнал настоящей любви…Обычно этот образ трактуют гораздо проще. Впрочем, быть может это не столько задумка автора, сколько невероятное обаяние артиста.
В вихре танцев Мона теряет свой пыл и, как и следует звезде, возвращается на свою орбиту – уезжает в столицу. А растерянный Морин остаётся в опустевшем доме, размышляя, не приснилась ли ему вся эта история, и мечтает о своей безымянной звезде, получившей имя Мона. Вернется ли Мона к его любви и тихой жизни в маленьком городке? Финал у спектакля открытый, но, похоже, что нет, ведь звезды не сходят со своих орбит…
Ближайшие показы спектакля — 15 и 28 января.
12+