Нижегородский театр открыл «Болдинскую осень» неклассической премьерой классической оперы
Газета "Нижегородская правда" №61 от 18.10.23
Подписка на газетуТакого «Онегина» зрителям видеть ещё не доводилось! Режиссёр-постановщик спектакля Сергей Новиков не только выверил партитуру, сохранив музыку Чайковского до последней ноты, но и… спас жизнь Ленскому. Были на премьере и другие неожиданности.
Тихий мирок
Автор сценографии спектакля Александр Купалян погружает зрителей в уютный мир дворянской усадьбы: изящные балконы, высоченные двери, окна в пол, мраморные камины, ширмы и столики на гнутых ножках. Начинается спектакль с классической сцены варки варенья, которое няня постоянно помешивает ложкой. Иллюзия погружения в прошлое – полная.
Художник по костюмам Мария Высотская продумала одежду героев до мельчайших деталей – от кушаков до пуговиц. И зрители, которым повезло сидеть у прохода, с изумлением рассматривают «крестьян» с рогатинами и серпами, которые спешат на сцену, чтобы развлечь барыню и её дочек песнями и танцами. Хор отлично справился с этой неожиданной проходкой по залу.
Карина Хэрунц показала владелицу усадьбы Ларину женщиной властной, но в то же время слегка романтичной. Режиссёр напомнил зрителям, что она ещё молода и красива – в соответствии с текстом Пушкина ей около 40. Идеально выбраны актрисы на роль дочерей: открытая миру красавица блондинка Ольга (Наталья Ляскова) и задумчивая, но страстная в глубине души Татьяна (Екатерина Ясинская). Молодые, прекрасные, они идеально ведут свои партии, раскрывая характеры героинь.
Порывистым, романтичным и наивным показал Ленского Сергей Кузмин. Чем-то его герой напоминает Пьера Безухова – трогательно ухаживает он за своей возлюбленной. И веришь, что он боится даже глубоко вздохнуть в присутствии предмета своего обожания. Певец продемонстрировал богатый арсенал своих вокальных техник. Высокий и слегка нескладный, он противопоставлен Онегину, который на этот раз не классический демонический брюнет, а коренастый блондин чуть ли не на голову ниже ростом, чем его друг. Впрочем, циничный взгляд и напористость у него классически онегинская.
Заветный вензель О да Е
Главный дирижёр театра – дирижёр-постановщик оперы Дмитрий Синьковский объяснил, что старался уйти от многолетних штампов, и темпы музыки максимально приблизил к авторским. Время для зрителей летит незаметно – они наслаждаются сочными чарующими тембрами голосов исполнителей и великолепной работой оркестра.
В спектакле есть всё: влюблённые взгляды, страдания, беседы Татьяны с няней, роль которой прекрасно сыграла Татьяна Гарькушова. Великолепно придумана сцена «письма Татьяны». Не будем раскрывать тайны, но зритель видит каждую его строчку и даже тот самый момент, где Татьяна «прелестным пальчиком писала на отуманенном стекле заветный вензель О да Е». Певица представила технически блестящее и драматически яркое прочтение роли.
Сцена объяснения героев проникнута трагизмом обманутых мечтаний. А потом действие стремительно несётся к развязке. Режиссёр показал историю Онегина на сломе веков – времени знаковых для России событий и смены императоров. Поражает портрет Павла I, висящий сбоку в бальной зале Лариных. Вместо классического изображения императора на нём — актёр Александр Олешко в роли Павла. За эту роль на вахтанговской сцене недавно он получил премию «Хрустальная Турандот» и был признан актёром года. Павел вместе со зрителем созерцает эффектно показанную сцену бала у Лариных. Военные музыканты, шикарно одетые гости, богатое угощение, изобилие шампанского, танцы… Онегин ухаживает за Ольгой, Татьяна в печали, Ленский в негодовании. И вот он вызывает друга на дуэль, попутно совершая непростительный поступок – стремясь попасть в Онегина, он у всех на глазах обливает вином портрет императора.
Тут и начинается всё самое интересное – и дуэль в застенках крепости, и роковой выстрел, и чудесное спасение Онегиным Ленского. Профессионально продуманные и интуитивно найденные в этой необычной обстановке психологические детали вместе с жестами, мимикой и вокалом складываются в эстетически завершённую мозаику ролей. Как режиссёр смог, не меняя музыки и текста, изменить ход событий, оставим тайной. Но в итоге он снял с Онегина клеймо убийцы друга.
Не каменный не гость
Разумеется, после таких событий друзьям приходится бежать из страны, и возвращаются они уже при Александре I. Финальные сцены поражают красотой и богатством костюмов и декораций. Величественен муж Татьяны Гремин – Гарри Агаджанян. Его сочный бас завораживает. Очень точно вокально и драматически исполнена сцена объяснения Онегина и Татьяны.
А Гремин появляется и в финальном эпизоде как Каменный гость, торжествующий над соблазнителем жены. Этот ход подсказал режиссёру сам Чайковский, который в первых постановках оперы тоже выводил на сцену мужа Татьяны. Так что новая трактовка знаменитой оперы собрала в себе как неожиданные, так и исторические ходы, которые высоко оценили первые зрители.