Нижегородский ТЮЗ представил современную версию «Сказки о потерянном времени»
Газета "Нижегородская правда" №55 от 14.09.2022
Подписка на газетуУчёные подсчитали: современный человек проводит в гаджетах приблизительно 49 дней в году, а дети – и того больше! На просмотр видео от модных блогеров и общения в соцсетях уходят часы, которых потом не хватает на реальные встречи с друзьями и учёбу. Как тут не вспомнить «Сказку о потерянном времени»? Собственно, именно это и сделали в ТЮЗе.
6+
Мир блогера
Её главный герой – школьник Петя Зубов (Никита Чеботарёв), как и все современные дети, часами сидит в Сети, снимает ролики для «ТикТока», мечтая стать успешным блогером. Он снимает всё подряд и даже готов подшутить над родителями ради эффектной видюшки. Это же так смешно, когда папу во время бритья окатывает ведро воды, и он бегает по дому, чтобы задать сыну трёпку! Режиссёр спектакля Елена Фирстова показывает юным зрителям их жизнь, с утра и до ночи наполненную гаджетами: безудержное веселье, миллионы просмотров, лайки, виртуальные друзья… Только вот в какой-то момент всё меняется, и суровый охранник не пускает Петю в школу, приняв мальчика за его дедушку.
Сценограф спектакля Ольга Лагеда обошлась минимумом декораций, которые мгновенно трансформируются, и щедро добавила видео и мультипликации, чтобы история стала настоящей сказкой. От злых волшебников герой узнаёт страшную правду: время, что он просидел в Сети, эти волшебники украли и использовали на возвращение своей молодости. В ролях главных злодеев творят и вытворяют корифеи театра: Александр Айрапетов, Ирина Долганова, Анатолий Чухнов и примкнувший к их великолепной злодейской тройке Фёдор Боровков, отлично влившийся в их коллектив.
Такого хохота в зале стены театра не слышали давно – мастера отрываются по полной. Их танцы и песни искрятся юмором и иронией, заводя зал. Особенно смешной получилась Марфа Васильевна, феерично сыгранная мастером перевоплощений Анатолием Чухновым. А демонические образы Ирины Долгановой и Александра Айрапетова притягивают как взрослых, так и детей, и заставляют предвкушать, что же ещё они там покажут в своё следующее появление на сцене.
Превращение
Другая уморительная команда – постаревшие школьники. Авторы спектакля пошли на необычный шаг. Если обычно школяров играет старшее поколение, тут превращение произошло с помощью масок и париков. Страшные и смешные, они пугают и смешат одновременно. А с помощью видеопроекции можно рассмотреть каждую морщинку, и от этого эффект только усиливается.
Маруся (Дарья Пилявская), Наденька (Анастасия Желнина) и Вася (Евгений Комшилов) очень эффектно отыгрывают ужас своих персонажей, вмиг превратившихся в стариков. Тут тоже море юмора – от преподавания танцев настоящим старушкам в парке до крутых виражей Евгения на роликовых коньках. Его старичок Вася, несмотря на все превратности судьбы, ещё ого-го! Непросто было Пете Зубову найти своих товарищей по несчастью, юных пенсионеров. Но он их нашёл, вдохновил и в итоге победил!
Настоящая жизнь
Конечно, сказка, по сути, знакомая и предсказуемая. Но в ней не просто посыл – не увлекайтесь гаджетами и не теряйте время, которое можно потратить на учёбу, дружбу и познание нового, а ещё и размышление на тему смысла жизни. Вмиг постарев, главный герой понимает, что, несмотря на свои амбиции и мечты о будущей лёгкой славе, ничего не знает и ничего не создал. Он одинок и никому не нужен, даже мама его не признала. Тогда как настоящие старики окружены родными и друзьями, воспитывают внуков, преподают в университетах и живут интересной и нужной окружающим жизнью.
Живут так, как надо прожить эту жизнь, чтобы потом не было больно и одиноко. Поймут ли дети эту мысль спектакля, оторвутся ли от вымышленного мира, чтобы делать лучше мир реальный, – кто знает. Но даже если хоть ненадолго задумаются над этим, театр свою задачу выполнил.