Нижегородским метростроителям заблокировали счета из-за долгов: как это отразится на стройке
Газета "Новое дело" №7 от 22.02.23
Подписка на газетуГлавному управлению по строительству метрополитена, мостов и дорожных сетей заблокировали расчётные счета из-за многомиллионного долга. К чему это может привести? И что же будет с масштабной стройкой метро? Редакция газеты «Новое дело» попыталась разобраться.
Намотали на «УС»
Нынешняя ситуация, по словам экспертов, напрямую связана со строительством станции метро «Стрелка». Её в Нижнем Новгороде строили к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Строительство сопровождалось многочисленными скандалами. Так, рабочим месяцами не выплачивали зарплату, а долги генподрядчика – компании «Управление строительства-620» – перед кредиторами исчислялись миллиардами.
В итоге «УС-620» признали банкротом. Позднее арестовали учредителя и гендиректора компании Владислава Костенко. По версии следствия, бизнесмен не только нанёс материальный ущерб работникам, но и похитил со стройки почти 100 миллионов за счёт приписок по стройматериалам. Впрочем, удивительным образом дело о многомиллионных хищениях закончилось… ничем. Костенко отсидел в нижегородском СИЗО почти год, а потом спокойно уехал домой в Москву. Расследование по уголовным делам зашло в тупик.
Станцию «Стрелка» торжественно открыли накануне чемпионата. Хотя тогда у правительства области осталось немало вопросов к подрядчику. Во-первых, работы по укреплению грунта возле одного из вентиляционных узлов станции так и не были выполнены. Были и другие недоделки. А во-вторых, в самом начале масштабной стройки подрядчик серьёзно затянул строительство. Из-за этого открытие станции «Стрелка» не раз переносилось, а стоимость работ в итоге выросла на целых полтора миллиарда рублей.
Перевели «Стрелку»
После своего банкротства «УС-620» переуступил свои права другой компании – «Проектное бюро «Инженер» (она также была связана с бизнесменом Владиславом Костенко). Позднее компанию также признали банкротом. Однако «Инженер» успел по суду взыскать с нижегородского ГУММиДа многомиллионный долг (управление пыталось оспорить решение суда, но безуспешно). Речь идёт о 638 миллионах рублей в качестве платы за дополнительные работы, которые не были учтены в проекте по строительству «Стрелки».
Как стало известно журналистам газеты «КоммерсантЪ-Приволжье», год назад администрация Нижнего Новгорода получила исполнительный лист о взыскании этих самых миллионов в пользу проектного бюро «Инженер». Тогда долг решили погасить за счёт городского бюджета. Однако свободных средств не было, поэтому практически всю сумму городу предоставили из регионального бюджета. Тем не менее, ГУММиД по каким-то причинам так и не оплатил долги, поэтому средства были возвращены региону. Как сообщил изданию близкий к учреждению источник, все ответственные за перечисление долга теперь серьёзно опасаются наказания за свои действия – вплоть до тюремного.
У экспертов, знакомых с ситуацией, серьёзные опасения вызвала судьба будущих станций метро, строительство которых уже началось. Дело в том, что ГУММиДу за неуплату долга заблокировали все расчётные счета. Расходовать деньги муниципальный заказчик может только на зарплату и налоги.
Однако, как заверили нас в МКУ ГУММиД, блокировка счетов не повлияла на работы по продлению Автозаводской линии метро до станции «Площадь Сенная» в Нижнем Новгороде.
«Работа МКУ идёт в плановом порядке. ГУММиД перечислил метростроевцам авансовые платежи, подрядчик выполняет работы согласно проекту», – заверил генеральный директор управления Андрей Левдиков.
По его словам, весной подрядчик начнёт монтировать тоннелепроходческие щиты. Установка трёх объектов займёт полтора года.
Более того, как стало известно, в ближайшее время планируется начать строительство станции метро в Сормове, которую с нетерпением ждут тысячи нижегородцев. На продление этой ветки уже выделено 870 миллионов рублей, и масштабная стройка стартует осенью этого года.
«Освобождение территории будущего строительства, вынос коммуникаций и основные работы начнутся уже в октябре-ноябре, а пока идёт проектирование и формирование графика строительства», – рассказал Андрей Левдиков.
По планам, двери новой станции откроются в конце 2026 года. Чуть раньше должны построить станции на площади Сенной и на площади Свободы.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что станцию метро в Сормово начнут строить уже этой осенью.