Нижегородцам объяснили, какие праздничные товары можно вернуть интернет-магазину
Газета "Нижегородская правда" №76 от 24.12.25
Подписка на газету
В прошлом году каждый 14-й новогодний товар был сдан обратно
Многие продавцы отказываются продавать ёлки, мишуру и карнавальные костюмы во второй половине декабря на маркетплейсах. Причина тому – массовый возврат подобных товаров после праздников. В прошлом году доля «новогодних» возвратов составила 15 – 20%, убытки продавцов исчислялись миллионами рублей. Появился даже термин «потребительский терроризм». Что происходит в этом году? И можно ли купить ёлку в дом?
Поносили и вернули?
В 2024 году россияне на двух крупнейших площадках онлайн-торговли потратили на ёлки, ёлочные игрушки и праздничный декор около 6 млрд рублей. Однако каждый 14‑й новогодний товар был сдан обратно. Для продавцов это не просто упущенная выгода, это существенные убытки – надо тратиться на логистику, проверку, а главное – хранение товара до следующего года.
Самое печальное, что в большинстве случаев этими изделиями уже попользовались. Согласно исследованию Data Insight, с порчей и невыкупом товаров сталкиваются 87% продавцов на маркетплейсах и из-за этого теряют до 16% выручки.
На просторах интернета можно найти видео, где представитель маркетплейса показывает ёлку и гирлянду – их сдали 1 января. Следы эксплуатации на таких вещах найти сложно. Можно только предположить, что новогодняя ночь кончилась, а вот период, отведённый для возврата вещей, ещё нет. Так почему бы не избавиться от того, что не потребуется целый год?
Такая же ситуация с карнавальными костюмами. Их часто берут для детей на утренники, по сути, на один раз.
Этикетку отрывать нельзя, расчётливые родители прячут её в мишуру, а потом сдают товар. Мол, не подошёл по цвету или размеру.
Есть и те, кто покупает для себя вечерний наряд, выходит в нём на корпоратив, а потом оформляет возврат вещи.
«Иногда от таких нарядов пахнет духами, есть следы пудры на воротнике. Именно поэтому мы тщательно проверяем возвращаемые товары, – рассказала сотрудник пункта выдачи Елена. – Но не все изделия можно проверить на то, были они в употреблении или нет. Например, ёлочные игрушки продают в коробке. Вешали их на ёлку или нет? Точно не определить. То же самое с ёлками, мишурой, новогодними венками и фонариками. Мы вынуждены принимать эти товары».
Список невозврата
Такая же ситуация складывается и после других праздников, в частности, 23 Февраля и 8 Марта.
Вопросом даже озаботились в Министерстве экономического развития России. В этом году на заседании Совета Федерации по экономической политике обсудили введение невозвратных тарифов на отдельные группы товаров, продаваемых на маркетплейсах. Представители последних в целом поддержали идею, заметив, что на розничном офлайн-рынке есть категории невозвратных товаров, настало время обсудить такие механизмы в онлайн-торговле.
Впрочем, нашлись представители маркетплейсов, которые заявили, что не фиксируют массовых возвратов в праздники. А если кто-то что-то и сдаёт, то потому что картинка не всегда соответствует реальности. И тут уже вопрос к продавцам, которым рекомендуется более тщательно заполнять карточки.
Да и в целом сравнивать онлайн и офлайн торговлю, по мнению потребителей, не всегда корректно. Ведь тот же невозвратный товар покупатель в магазине может посмотреть, потрогать, а здесь ему приходится делать выбор исключительно по картинке и описанию товара, которое составил продавец.
Никакого дефицита
Пока дальше обсуждения введения такого списка дело не дошло. Поэтому правила возврата прежние.
Что касается товаров, то дефицита ёлок и прочей новогодней атрибутики на маркетплейсах не наблюдается. Как бы ни жаловались продавцы на издержки, всё же возможность заработать на новогодних праздниках весьма велика – россияне в эти дни тратят миллиарды рублей.
Более того, на днях появилась информация, что ведущие маркетплейсы России объявили акцию, в рамках которой они отменили плату за возврат товаров новогодней тематики. Это значит, что если вы приобрели товар и решили его вернуть в период акции, стандартная плата за возврат взиматься не будет. Средства полностью вернут на счёт после обработки заявки.
Под акцию попадают ёлочные украшения, гирлянды, искусственные ёлки, карнавальные костюмы, праздничная одежда, тематический декор для дома и стола, подарочная упаковка и новогодние сувениры. Действует акция исключительно до 31 декабря. Это должно снизить логистические издержки продавцов после праздников, а покупателям – позволить выбрать товары без риска потерять деньги за возврат.
Кстати, купить ёлки можно и в обычных магазинах. Сейчас на них предлагают существенные скидки, а выбор просто огромный. Так что без новогодней красавицы точно никто не останется.
