Нижегородцам рассказали, как действовать при задержке или отмене авиарейса
Газета "Новое дело" №39 от 03.10.24
Подписка на газетуМассовые задержки и отмены рейсов, пассажиры, которые вынуждены ночевать в аэропорту, не зная, когда они смогут вернуться домой, – кажется, это становится нашей неизбежной реальностью. Не проходит и нескольких дней без новостей о том, что в каком-то аэропорту путешественники столкнулись с этой проблемой. В итоге пассажиры вынуждены планировать поездки и отпуска на свой страх и риск. Почему так происходит и что нас ждёт? Мы попытались разобраться вместе с экспертами.
Подрезали крылья
Эту рабочую поездку нижегородка Людмила Седова запомнит надолго. Вместе с тремя коллегами женщина возвращалась из сочинской командировки в родной Нижний Новгород.
«Мы уже собирались в аэропорт, когда всем пришли эсэмэски, что рейс задерживается, и вместо 12.55 мы вылетим в 18.30, – вспоминает она. – Хорошо, что нам удалось перенести трансфер, а большинство людей сидели в аэропорту почти шесть часов. В конце концов прошли регистрацию, отстояв громадную очередь, зашли в самолёт и выдохнули».
Но не тут-то было. По словам Людмилы, самолёт просто стоял на месте.
«Стюарды ничего не объясняли, потом начали что-то говорить про то, что никак не привезут багаж, что сочинский аэропорт перегружен и там некому работать, – рассказывает нижегородка. – А из-за того, что рейс из Нижнего Новгорода изначально прибыл с задержкой, мы находимся в самом дальнем углу, до которого никак не дойдёт очередь».
Взрослые начали возмущаться, дети – капризничать. И лишь спустя два часа ожидания самолёт смог вылететь.
«В Нижний мы прибыли около полуночи, хотя рассчитывали быть дома в районе трёх часов дня», – рассказала Людмила.
Остались за бортом
Аналогичные случаи в последнее время повторяются с завидной регулярностью.
Так, на днях рейс «Уральских авиалиний» Москва – Дубай задержали более чем на 9 часов из-за неисправности самолёта. А за неделю до этого пассажиры авиакомпании «Победа» на 12 часов застряли в аэропорту Абу-Даби из-за неисправности двигателя.
Пару месяцев назад два рейса «Аэрофлота» и «Якутии», которые должны были вылететь в столицу, задержали на 12 часов в Новосибирске. Причинами, как позже выяснилось, стали техническая неисправность и позднее прибытие борта. А буквально позавчера Boeing 737 авиакомпании «Россия», вылетевший в Калининград из Москвы, совершил аварийную посадку в Шереметьево. Причиной стал сработавший датчик неисправности шасси. К счастью, всё закончилось хорошо.
«Причин возникновения таких ситуаций на самом деле очень много: это и метеоусловия, и технические неполадки, и вопросы безопасности, например, введения плана «Ковёр» – режима закрытого неба, – перечисляет нам эксперт в авиационной отрасли, пожелавший сохранить анонимность».
Ситуация, конечно же, осложняется тем, что у отечественных авиакомпаний существенно сократился парк самолётов, летающих за рубеж. А с теми, которые остались, возникают проблемы. Например, год назад авиакомпания S7 Airlines сократила осенне-зимнее расписание из-за сложностей с обслуживанием Airbus A320. Проблема – в ремонте американских двигателей, которым не занимаются ни в нашей стране, ни в дружественном Иране.
«До 2027 года у нас есть возможность летать на «иномарках» – иностранных самолётах, которые находятся в пользовании отечественных компаний, – объясняет специалист. – Но борты нужно обслуживать, а запчасти сильно подорожали в связи с их логистикой. Поэтому после 2027 года начнётся выбывание этих самолётов и устаревание авиафлота».
Удастся ли к этому времени создать что-то своё, по мнению эксперта, сказать сложно – сейчас у страны другие задачи.
Имейте в виду
«В случае ожидания свыше шести часов в ночное время и свыше восьми часов в дневное время перевозчики должны предоставить возможность проживания, доставить до отеля и обратно в аэропорт», – рассказал нам председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
После четырёх часов ожидания авиакомпания должна накормить пассажира, а после двух часов – предоставить воду.
«А ещё у пассажира есть право на звонок, и это очень актуально, особенно за рубежом, – продолжает специалист. – Все эти опции закреплены законом, и авиакомпании их обязаны выполнять. Они же обязаны выплатить пассажиру компенсацию, которая сейчас составляет 100 рублей за час задержки на внутренних рейсах. Пассажиры могут взыскать все убытки, обратившись в суд».
Кроме того, авиакомпании должны в разумные сроки, которые законодательством никак не оговариваются, предоставить альтернативную перевозку. Это может занять как несколько часов, так и гораздо большее время.
Ранее сайт Pravda-nn.ru cообщла, что аэропорт Нижнего Новгорода в качестве запасного аэродрома принял 11 самолетов, направлявшихся в Москву.