Нижегородцы знакомятся с обновлённым Русским музеем фотографии
Газета "Нижегородская правда" №18 от 30.03.2022
Подписка на газетуЗа полтора года музей полностью преобразился: светлые просторные залы, новые помещения, необычное расположение привычных экспозиций. Но знаменитая кованая лестница, которая помнит шаги Максима Петровича Дмитриева, осталась всё та же. Лишь утраченные ступени бережно воссозданы и радуют своей красотой. Особняк на Пискунова, 9 вновь принимает гостей.
Новые возможности
И первыми их встречает 3D-фотограф, «побеседовав» с которым можно получить на память снимок из музея, который мгновенно придёт на электронную почту. Особенно нравится с ним общаться детям. Но ещё больше времени юные поклонники фотографии проводят у стенда, где можно изучить, как изменение выдержки, диафрагмы и светочувствительности влияет на финальный снимок. Открывают для себя новое на этом тренажёре и взрослые.
– Мы реализовали многое из того, о чём раньше только мечтали, – делится впечатлениями директор музея Вера Тарасова. – К примеру, у нас камера-обскура была, мы про неё рассказывали и показывали, но она была маленькой, а теперь это брезентовая палатка, куда можно войти, понять, как она работает, и сфотографироваться. Появился у нас и новый большой фотопластикон – прообраз кинотеатра. Сейчас в нём можно посмотреть 36 стереопар фотографий, созданных знаменитым нижегородским краеведом Дмитрием Смирновым в начале XX века.
Да Винчи и Карелин
Впечатляет «Зеркальная комната Леонардо да Винчи». Восемь её зеркал отражают посетителя бесконечное количество раз. От такого зрелища в буквальном смысле кружится голова! Первые фотографы часто использовали зеркала для необычных эффектов, а теперь посетители музея не могут удержаться от соблазна сфотографировать бесчисленное множество себя.
Есть теперь в музее и более серьёзная зона для фото. Это воссозданный «Уголок Карелина». Он полностью повторяет обстановку, в которой была снята одна из самых известных его фотографий «Девушки с альбомами». За неё в 1876‑м Карелин получил золотую медаль на выставке в Эдинбурге и звание фотографа Императорской академии художеств.
– В то время снимать фигуры без искажений фотографы не могли, – рассказала историю этого фото Вера Тарасова. – А Карелин не хотел мириться с этим недостатком. Он изучил физику, оптику, применил добавочную линзу и получил фотографии, которые во всех плоскостях не искажали фигуру. Сын королевы Виктории Альфред, герцог Эдинбургский, был фотолюбителем и хотел убедиться в мастерстве Карелина. Приехав в Россию, он попросил сфотографировать его на балконе Главного ярмарочного дома и сел, закинув ногу на ногу, чтобы усложнить задачу. Ноги должны были получиться несоразмерно большими, а откинутая назад голова – маленькой. Но Карелин своим методом снял его так, что герцог был поражён результатом. А когда в Эдинбурге был конкурс фотографий, из 6000 снимков первенство оспаривали два. Оказалось, что оба они сделаны Карелиным. И один из них – то самое фото девушек с альбомом, снятое в этом самом уголке между окнами.
История в деталях
Пройдя по залам музея, можно увидеть сотни фотографий Дмитриева, Карелина и других нижегородских мастеров фотографии. А также их фотоаппараты, кофр и даже рессорную тележку. На такой Карелин перевозил свой гигантский фотоаппарат и негативы к нему, которые были размером 45х55 см.
Фотоувеличители, реактивы, фототехника разных лет – в музее можно проследить всю историю развития фотографии.
А один из залов сейчас заняла экспозиция, посвящённая 120‑летию горьковской пьесы «На дне» (12+). Для её первой постановки, состоявшейся во МХАТе в 1902 году и созданной Станиславским и Немировичем-Данченко, Дмитриев, которого с Горьким связывала давняя дружба, снял множество портретов нижегородских босяков. На их основе и были созданы костюмы и грим к спектаклю. Главные роли в нём сыграли сам Константин Станиславский, Иван Москвин, Василий Качалов и Ольга Книппер.
Их фото в этом спектакле, а также макет декораций к первой постановке и театральные кресла, сохранившиеся с первого показа, дополняют выставку. Вошли в экспозицию и фотографии более поздних постановок. В том числе и той, где Сатина играл наш знаменитый земляк Евгений Евстигнеев.