Ольга Яшина из Богородска рассказала о своём детстве в блокадном Ленинграде
Газета "Нижегородская правда" №21 от 09.04.25
Подписка на газету
Вместе с Советом ветеранов округа Ольга Ивановна готовится к 80‑летию Великой Победы
Заслуженный ветеран Нижегородской области Ольга Ивановна Яшина живёт в Богородске не так давно, с 2017 года. Но историю этого славного города знает, пожалуй, уже лучше многих коренных богородчан. Педагог с почти 50‑летним стажем, она вообще человек увлекающийся и неравнодушный. Сама никогда без дела не сидит и других вовлекает в яркий круговорот своих начинаний. А ведь ей 90! Прекрасный юбилей Ольга Ивановна отмечает сегодня, 9 апреля.
В память о героях
Мимо её дома, что на улице Самохвалова, редко кто пройдёт, не обратив на него внимания. Висят симпатичные скворечники, на земле лежат расписанные узорами камни, в уютной беседке – россыпь фломастеров. Напротив дома – небольшая стела, рассказывающая о Герое Советского Союза Михаиле Андреевиче Самохвалове.
«Таких мемориально-информационных досок, посвящённых богородчанам – Героям Советского Союза, в этом микрорайоне у нас восемь, – рассказывает председатель Совета ветеранов Богородского округа Вера Викторовна Мамыкина. – Они были установлены по инициативе Ольги Ивановны Яшиной. Идею поддержали местные депутаты, спасибо им большое. Мы с ветеранами организовали около каждой клумбу, по весне высаживаем там цветы, ухаживаем за ними, поливаем. Часто это делает сама Ольга Ивановна, она всегда доводит до конца все начатые дела. Ко всему относится с душой, она вообще человек удивительный! Прошла немало испытаний, но не растеряла своего оптимизма и любви к жизни. А ребятишки местные как её любят! Запросто заходят к ней в гости. Знают, у Ольги Ивановны они всегда смогут заняться чем-то интересным: читают, рисуют, делают поделки. А для самых маленьких жителей микрорайона Ольга Ивановна добилась установки детского городка».
Зигзаги судьбы
Нас хозяйка встретила пирогами, аромат стоял на весь дом! Кстати, в доме у Ольги Ивановны можно проводить экскурсии. Каждый уголок обустроен с большой любовью: тут – панно на тему сказок Пушкина, здесь – десятки фотографий и родословная, а сколько книг! И кругом многочисленные поделки: картины, фигурки, рисунки – дело рук местной ребятни и внуков Ольги Ивановны. У нашей героини пятеро детей, 12 внуков, восемь правнуков! Она и сама родилась в многодетной семье, но узнала об этом, уже будучи взрослой.
«В 1937 году моего отца арестовали, мама осталась одна с четырьмя детьми, – вздыхает Ольга Ивановна. – Хозяин квартиры тут же попросил её съехать: жена врага народа, работы нет… Тогда старшего брата взяла к себе сестра мамы в Большое Мурашкино, а меня увезла к себе под Ленинград сестра папы Ольга Семёновна. Я всю жизнь её звала мамуся, она и бабуся Пелагея Семёновна меня вырастили. Я даже не знала, что у меня есть родная мама. Мамуся мне об этом рассказала уже после войны, и я поехала в Горький, мне было 18 лет».
С 1938 по 1952 годы Ольга Ивановна Яшина жила в посёлке Усть-Ижора. Этот живописный уголок расположен в 20 километрах от Санкт-Петербурга, там, где река Ижора впадает в Неву.
«Место это историческое, там в 1240 году состоялась знаменитая Невская битва, когда наш князь Александр наголову разбил шведов, – рассказывает Ольга Ивановна. – В годы войны немцы тоже стремились захватить эту территорию, там работало много заводов. Были моменты, когда немецкие войска стояли в полутора-двух километрах от нас. И, конечно, здорово бомбили. Посёлок наш был практически полностью разрушен. Мы с мамусей и бабусей жили в землянке, нам её наши солдаты помогли выкопать».
Пирог в день Победы
Конечно, помнит Ольга Ивановна не только бомбёжки. Страшной трагедией блокадного Ленинграда был голод.
«Мы, дети, выглядели ужасно: большие животы, ручки, ножки как палочки, – вспоминает Ольга Ивановна. – Через посёлок периодически проходили наши части, так солдаты старались нас подкармливать. Давали кашу и дуранду – это жмых, который оставался после того, как из семян масличных растений отжимали масло. В общем, шелуха от семечек, по сути. Он шёл на корм лошадям и был в небольших плиточках. Солдаты нам эту дуранду отламывали, мы её ели – было так вкусно!»
А бывали дни, что есть совсем было нечего.
«Мамуся ездила работать в Ленинград и каждый день привозила оттуда кусочек хлебушка, тот самый весом 125 граммов, 5 граммов масла, – рассказывает наша героиня. – И вот как-то она не могла вернуться четыре дня, были сплошные обстрелы. Мы всё это время ничего не ели, я поняла, что если сейчас лягу на кровать, с неё уже не встану. И бабуся пошла по посёлку: хоть что-нибудь дайте, дитё помирает. А один раз мамуся взяла меня с собой в Ленинград, чтобы немножко покормить на работе в столовой. Что я там увидела, осталось в памяти на всю жизнь… Горы трупов: завёрнутые в простыни, скатерти, в одежде и без. Ночевать мы пошли к её коллеге. Там была коммунальная квартира, в одной из комнат жила семья. Помню, как мальчик всю ночь кричал: «Мам, есть хочу! Отруби мне левую руку, свари суп!»…
Ольга Ивановна рассказывала, как они буквально выщипывали до основания едва взошедшую по весне крапиву, рвали лебеду, из которой потом бабуся пекла лепёшки, слегка смазывая их рыбьим жиром. Как в 1943 году она пошла в школу, и стало немного полегче: ребятишек подкармливали, берегли. А 9 мая 1945 года каждому выдали по куску пирога и стакану сладкого чая…