Оперный певец и велопутешественник Хурсанд Шеров рассказал, чем его вдохновляет легендарный артист
Газета "Нижегородская правда" №49 от 17.08.2022
Подписка на газетуИзвестный оперный исполнитель, руководитель ансамбля «Регистан» Хурсанд Шеров много лет совершает велопутешествия в память о народном артисте СССР Муслиме Магомаеве. Его очередной пробег Ташкент – Москва – Баку посвящён 80‑летию со дня рождения великого певца, которое отмечается как раз сегодня, 17 августа. Одним из пунктов на маршруте стал Нижний Новгород.
Любовь к людям
В день Хурсанд проезжает на велосипеде около 200 километров с грузом в 200 кг и не боится никаких трудностей. Если сложить путь всех его путешествий, он несколько раз обогнул бы экватор.
«Дело в том, что езда на велосипеде оздоравливает организм. Когда у меня заболело сердце, то пропал и голос. Врачи настаивали на операции, но один из них сказал, что проблема не в сердце, а в том, что мне нужно движение. И тогда я сел на велосипед, – рассказывает путешественник. – Ежедневно крутя педали, я восстановил дыхание, боль ушла, голос вернулся, и с тех пор я не расстаюсь с велосипедом. У меня усталость проходит, когда я кручу педали. Чтобы добраться к вам, я проехал 3 тысячи 200 километров».
Несколько раз за историю своих путешествий Хурсанд попадал в серьёзные аварии, но снова возвращался на трассу ради своей миссии – объединять людей песней. И где бы ни был певец, везде его встречают тепло и с радостью. Однажды перед ним снял шляпу кумир советских женщин – Радж Капур. Знаменитый киноактёр поразился, что в Узбекистане знают песни из его фильмов, и Хурсанд спел для него его песню так, что Капур снял свою шляпу и надел на голову Хурсанда! С тех пор он носит эту шляпу.
В своих путешествиях Хурсанд поёт всем, всегда и везде. Однажды ему пришлось петь даже для волков в поле. Они окружили его, когда он ехал по безлюдной дороге, но Хурсанд не растерялся и стал им петь. Волки его выслушали и отступили! Удивительно, что, путешествуя и в зной и в холод, певец, в отличие от большинства своих коллег, не беспокоится о своём голосе и не теряет его мощь, силу и чистоту.
Секрет щедрого сердца
Преодолевать все трудности Хурсанду Шерову помогает главная цель путешествия – сохранить память о Муслиме Магомаеве.
«У него было очень щедрое сердце. Он никогда не разделял людей на нации и говорил: папа у меня Азербайджан, а мама Россия, – рассказывает велопутешественник. – Он пел для всех, любил всех, и поэтому все его любят. Его любовь и душа выражена в песне «Ноктюрн», которую он пел своей жене Тамаре Синявской. И это была настоящая любовь. Чистая и преданная».
Кстати, с Тамарой Синявской Хурсанд встречался лично.
«Она сказала, что впервые видит человека, который рискует своей жизнью ради любимого певца, ведь одиночные путешествия действительно связаны с риском, – вспоминает он. – Тамара Синявская подарила мне велосипед, на котором я путешествовал в одном из своих пробегов, а сейчас храню его как память. Жаль, что мне не довелось познакомиться с самим Магомаевым»…
С песнями любимого голоса СССР Хурсанд Шеров проехал весь Великий Шёлковый путь, преодолел Памир, объехал десятки стран и сотни городов. И увидел, что песни объединяют людей – все и всегда были готовы ему помочь.
«А самое интересное, что я чувствую поддержку Магомаева, – признаётся певец. – Когда я попал в аварию, он мне привиделся, и сейчас он для меня как ангел-хранитель. Я часто вижу его в снах. Он – образец настоящего человека и настоящего певца. Магомаев не возгордился, был открыт для всех. И смог совершить самый сложный для артиста поступок – вовремя уйти со сцены. А главное – никогда он не пел под фонограмму. Сегодня уходит живое пение, и это очень грустно. Настоящий певец поёт всегда вживую, поёт без микрофона, покрывая голосом огромные залы. И я пою только так».
И в этом убедились не только мы с фотографом, но и прохожие на улице Варварской, которые слышали пение Хурсанда на улице, запросто перекрывавшее шум машин. А когда он в Доме народного единства встретился с членами регионального отделения Ассамблеи народов России, рассказывал о своих путешествиях и пел, то в награду получил шквал восторженных аплодисментов!
Снова вместе
Сегодня, в день юбилея Магомаева, Хурсанд Шеров выступает в Москве на большом концерте, посвящённом легендарному артисту.
«Самая для меня сильная по ощущениям его песня – «Бухенвальдский набат», – говорит он. – Я её пою и вижу, какое влияние она оказывает на людей. Это – сила истории и правды. Не все сегодня готовы её слышать, люди забыли историю, и вы видите, к чему это привело сейчас. Я буду петь эту песню всегда. Как и песни Магомаева, посвящённые России. Я готов петь их хоть в Вашингтоне! И когда меня упрекают за то, что я пою на русском языке, а иногда и запрещают говорить на русском, я отвечаю, что буду говорить на нём всегда и везде. Русский язык и русская культура объединяли СССР, и я не изменю ему никогда, хотя я знаю семь языков и на всех пою. И верю, что Россия вновь всех объединит».