Опубликованы биографии 300 горьковчан-Героев Советского Союза
Героями не рождаются, а Родину любят и защищают во все времена. Эти простые, но важные истины молодому поколению лучше всего донести через судьбы земляков-нижегородцев, совершавших военные подвиги. Сведения о них историк и краевед Ольга Букова собирала почти 10 лет. Результатом кропотливой творческой работы стал выпуск трёх томов серии «Высшей славы солдаты. Герои в нижегородской истории».
Ольга Викторовна рассказала редакции Pravda-nn.ru о скромности Героев Советского Союза, неожиданных открытиях и продолжении книги.
- Ольга Викторовна, эти книги можно отнести к энциклопедическим справочникам или к художественной литературе?
- К этой серии книг подходит скорее определение — биографические справочники, поскольку они дополняют и уточняют сведения о конкретных людях, их родителях и подвигах, о том, как они учились, росли и стали героями. Здесь собраны очерки, основанные не только на воспоминаниях родных и близких, но, в основном, на документальных материалах. Наша творческая группа решила, что мы не будем писать скупые характеристики, как в предыдущих изданиях, где о каждом герое буквально полстранички.
Ну что можно понять из такого комментария — родился, закончил столько-то классов. Причём и эти сведения нередко были неточными. Например, было принято приписывать всем героям среднее образование, а мы уточнили, что многие герои были с начальным или даже с двумя классами начальной школы! Малограмотность не помешала им стать героями, быть мудрыми, иметь великолепных родителей.
Вот, герой рассказывает: «Меня наградили за то, что я штурмовал высоту и водрузил знамя». В наградном листе мы читаем: «…уничтожил три пулемётные точки». В журнале боевых действий уточнение: «…штурмовал высоту, уничтожил столько-то фашистов, столько-то пулемётных точек, водрузил знамя». То есть совсем другая квинтэссенция подвига. Это же интересно!
- На сбор материалов и написание трёх томов ушло почти 10 лет…
- Мы подняли по нашим героям документы почти 10 архивов. Такого анализа источников не делал никто. Полгода я работала в Подольске с личными делами героев-офицеров. Вот уже более 10 лет исследую документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), архивы городов и районов, где жили герои, архивы музеев, военкоматов, школ. Нам помогают поисковики со всей страны. Благодаря этой работе мы установили биографии и истории жизни 772 героев военных действий, которые были связаны с Горьковской (Нижегородской) областью.
- Какого читателя этих книг вы бы хотели видеть?
- Прежде всего, мы думали о молодом поколении: школьниках, студентах, учащихся вузов, военных училищ. Мы-то уже выросли патриотами, а им это ещё предстоит. Наша группа лично знала и общалась с Героями Советского Союза, а они уже не смогут. Хочется рассказать им о чувстве такта и скромности, которое было присуще этим людям, их преданности Родине.
- Вы говорили, что по мере изучения материалов герои книги стали вам близкими людьми. А чья биография поразила больше всего?
- Удивительных открытий было много, это правда, но история Ильи Николаевича Кузина стала открытием не только для меня. Он жил в селе Шиморское Выксунского района. Умер в 1960‑м году, и о нём нам почти ничего не могли рассказать в районном краеведческом музее. Никаких сведений не было и у нас. И только путём методичного просматривания всех ссылок, которые выдал интернет по этому герою, на сайте Московского химико-технологического института выплыла публикация сборника к 75-летию Победы, в котором я нашла хорошую фотографию Ильи Кузина. Оказывается, его жена почти всю жизнь проработала начальником отдела кадров в этом институте. Мы нашли его семью, и смогли восстановить историю жизни нашего земляка.
Илья Николаевич был инвалидом с детства, он хромал. В армию его не призвали, но он окончил диверсионные курсы. В тыл врага его забросили в одном отряде с Зоей Космодемьянской, но группы были разные и они не пересекались. Боевой задачей Ильи Кузина были диверсии на Волоколамском направлении. За 180 дней он совершил 150 диверсий: взрывал на дорогах машины с фашистами, мосты и железные дороги, склады с ГСМ и продуктами. В ноябре фашисты загнали их группу в болото, они сидели там несколько суток. Больная нога опухла и почернела, но он не имел права даже стонать от боли. Выносили его из болота уже без сознания. Но все-таки он выжил.
Поскольку до войны он окончил речное училище, то ему присвоили воинское звание – «лейтенант». К званию Героя он был представлен в одном указе с Зоей Космодемьянской. После войны стал секретарём райкома комсомола в Волоколамске, восстанавливал разрушенную инфраструктуру района. Затем закончил высшую партшколу, работал секретарём обкома партии в Твери. Но в какой-то момент не захотел дальше продвигаться по партийной линии. Вернулся к своей изначальной профессии, связанной с речными судами. Водил суда по Москве-реке, Волге, Оке, а потом осел в Шиморском, где была ремонтная база речных судов. Жена с сыном не переехала к нему, но связь с ним поддерживала. Здесь в Шиморском могила Ильи Николаевича. Память о герое теперь не будет скудной, шиморцы будут гордиться им.
- Будет ли продолжена серия?
- Конечно! В эти три тома вошли имена и биографии только 300 нижегородских героев, ещё более 400 ждут своего часа. Среди них будут и герои-афганцы, герои чеченских кампаний, лётчики-испытатели, герои СВО. Их имена тоже должны сохраниться для будущих поколений нижегородских исследователей.
Кроме того, мы планируем для удобства читателям составить сводные таблицы героев, сделав анализ, разбивку по родам войск, званиям, подвигам, уточнить, сколько нижегородцев повторили подвиг Матросова, Гастелло, Никонова.
Надеюсь, что нас поддержат в издании последующих томов. Эти тома вышли в свет при поддержке спонсоров — нижегородских промышленников и предпринимателей, к которым с просьбой о поддержке обратился Валерий Павлинович Шанцев, и они собрали на издание книги почти 4,5 млн рублей. Практически все деньги пошли на сбор материалов и полиграфические расходы.
Для нашей группы это был труд во славу героев.