Осенний Крым: прогулки по Феодосии, вдохновение в музеях и местная кухня
Осень в Крыму. Не нужно разрываться между пляжем-морем и музеями-парками. А нужно дышать морским бризом на опустевших набережных, гулять по древним улицам с гидом, набираться вдохновения в музеях, пробовать местную кухню, выбирать сувениры на распродажах… В общем, открывать Крым.
Мы провели всего три дня в Феодосии, и за это время успели очень много. Делимся впечатлениями и маршрутами!
Поезд идет по… морю?
В Феодосии сейчас – золотая осень. Буйство желто-оранжевых красок на фоне синего неба и синего моря.
Море – конечно, главное. И мы тоже в первый день начали с него. Набережная в Феодосии не очень длинная. Зато широкая, просторная, с фонтанами, скульптурами, скамейками, фотозонами. Вдоль всей набережной расставлены мольберты с копиями картин Айвазовского. А если копии вас не устраивают, то через дорогу от моря – галерея Айвазовского, вот в ней – только подлинники. Но об этом – чуть позже.
Море и набережную от города отделяет… железная дорога! И здесь мы снова не можем не вспомнить Айвазовского. В его галерее есть картина: паровоз на фоне моря. Вдоль побережья – железная дорога, идет поезд. Когда художник писал этот пейзаж, то никакой железной дороги здесь еще не было. Но он мечтал об этом! И спустя несколько лет его фантазии (при его непосредственном участии, кстати, в том числе финансовом) стали реальностью.
Рельсы идут вдоль моря и пляжа, но поезда и электрички ходят нечасто и не особо шумно. Кстати, когда-то на этом месте, где сейчас проходит железная дорога, было море! Его отодвинули на 150 метров. Вот такие чудеса.
Художник по средам не работал. И мы не будем!
На улице, параллельной набережной, — красивейший вокзал и вокзальная площадь, старинная гостиница, в которой останавливался сам Юрий Гагарин, и картинная галерея Айвазовского. Его дом, его мастерская, его выставочный зал. Еще при жизни художник стал выставлять свои работы для жителей и гостей Феодосии. По легенде, Айвазовский работал 6 дней в неделю, а по средам отдыхал и общался с местными жителями. С тех пор именно по средам в галерее – выходной.
В любой другой день можно купить билет и экскурсию по галерее.
У Айвазовского было четыре дочери, и одна из них, вместе со своей семьей, жила здесь, в домке у отца. Ради нее он сделал много пристроек к дому. В галерее есть подлинные вещи Айвазовского, предметы мебели, украшения, но, конечно, самое главное здесь – его картины.
Айвазовский очень много работал и при этом быстро писал. Поэтому его наследие – более 6500 полотен. Причем, весьма больших. В галерее в Феодосии – около 400 картин. Все они – подлинники, ни одной копии. Именно поэтому, например, здесь нет знаменитого «Девятого вала». Но есть картины, очень похожие на нее. Вообще, очень много он писал про грозу, бурю и шторм на море. Но почти во всех этих картинах всегда есть солнечный луч, просвет – так Айвазовский давал нам надежду на жизнь. Кроме того, он часто создавал парные картины: на одной – гроза, на другой – штиль. Свои работы он создавал по памяти, ну и фантазировал, дорисовывал…
Впрочем, не только море писал знаменитый маринист. Есть у него и наша река Волга, и пейзажи Санкт-Петербурга… И знатную долю в его наследии занимают картины на религиозную и мифологическую тематику, даже иконы. Кстати, они есть в местном древнейшем храме. А еще он был художником-баталистом – писал сцены морских сражений.
Все это есть в галерее. Там же – его портреты, автопортреты. Некоторые – с юмором и самоиронией. Например, на одном художник напоминает Пушкина, на другой – Гоголя.
Его галерея – первая в мире, посвященная родному художнику. А сам Айвазовский – первый почетный гражданин Феодосии. Водопровод, железная дорога, гимназия, галерея, музей древностей на горе Митридат — вот лишь немногое из огромного списка того, что сделал он для родного города.
Да, художник дал название холму, у подножья которого был его отчий дом, и построил там по своему эскизу музей. Сейчас здесь – смотровая площадка, куда обязательно приводят и привозят туристов.
Кстати, еще одна легенда. Будущий художник родился в бедной армянской семье. И первые рисунки делал… угольком по штукатурке соседских домов. Соседи пожаловались главе города, а тот отправил мальчика учиться ремеслу художника. Ну, а что из этого вышло, — расскажут в галерее.
С ветерком по древнему городу
Около галереи Айвазовского всегда продают сувениры местные художники. Например, могут нарисовать портрет вашего котика. По фотографии. На морском камушке.
Большой популярностью пользуются магниты (в рамках и без) на мольбертиках – копии картин Айвазовского. Очень интересно искать среди предложенных репродукции именно тех полотен, которые запомнились во время экскурсии по галерее.
Еще здесь же продаются шептуны и чмындрики. Шептуны – это небольшие глиняные сосуды, иногда в виде фонтанов. В них нужно шептать свои заветные желания. И шептуны исполняют! А чмындрики и шмындрики – это причудливые человечки и забавные животные из глины. Хранители города, которые могут стать вашими талисманами.
За соседним прилавком – каменных дел мастера и ювелиры. Браслеты, брелоки, серьги, закладки для книг – с камушками из Черного моря. Например, символично купить украшение из сердолика – это любимый камень Марины Цветаевой. По легенде, когда она прибыла в гости к Волошину (в Коктебель, по соседству с Феодосией) и услышала про камни, которые выбрасывает море на берегу, она произнесла: «Кто найдет для меня мой любимый сердолик, за того я выйду замуж!». Камень на берегу в тот же день нашел молодой Сергей Эфрон.
А здесь же, рядом с галереей, — остановка экскурсионных электрокаров. Молодые гиды-водители прокатят по древней Феодосии, расскажут (и покажут!) за час про 40 достопримечательностей и дадут свободное время на трех остановках. Прекрасное мероприятие для завершения первого насыщенного дня.
Нам рассказали про Ивана Поддубного, про Пушкина, который не полюбил Феодосию, про нашего Максима Горького, который работал здесь в порту и однажды помог младшей сестре Марины Цветаевой – Анастасии, снова про Айвазовского и его младшего брата, про пионера-героя, про холм Карантин и про многое другое. Первая остановка – тот самый холм Митридат. Вторая – древняя армянская церковь (действующая!), где похоронен Айвазовский. Третья – остатки Генуэзской крепости. А между ними – рассказы и легенды.
Например, о том, что крепость удалось взять хитростью – катапультами в город закидывали тела умерших от чумы. О том, что холм Карантин получил свое название за то, что здесь проводили 40 дней карантина все прибывшие суда. И если кто-то заболевал, сжигали корабль со всеми моряками. И о том, что когда-то Феодосия делилась на три квартала: Итальянский, Армянский и Греческий. Сейчас это три улицы – с двойными названиями. Например, Чапаева-Греческая. Но память о многонациональной истории города — не только в названиях улиц. Сохранились дома, арки, стены, даже храмы. У подножья одного такого храма – могила брата Айвазовского, который был священником и лингвистом. А на стене – мудрости. Например, о том, что все мы – капли в вечном океане жизни.
Место вдохновения
Второй день в Феодосии мы начали с прогулки в местном парке. Это рай для детей! Столько аттракционов! Например, целый автодром: с будкой ГИБДД и АЗС. А заправляют там, кстати, счастьем. Несколько паровозиков: для детей помладше и постарше. Все они едут по рельсам мимо сказочных персонажей. Ну. И под сотню ярких скульптурок с героями сказок и мультфильмов всех времен и народов. Словом, сказка.
Кстати, продолжить сказочную тему можно в книжном магазине под названием «Книжный дом» с очень красочной входной группой. Не пропустите! Особое место здесь уделяют местным книгам. Например, сборник «Отдыхай, как Пушкин» — про посещение Крыма писателями. К «местным» здесь относят и книги Цветаевой, и Грина. На отдельной полке – книжки Евгения Белоусова. Он родился в Москве, но много лет пишет сказки и собирает легенды про Крым, «Артек» и Черное море.
Ну, а в продолжение литературной темы – два музея. Музей Марины и Анастасии Цветаевых и Музей Александра Грина.
Музей сестер Цветаевых расположен в доме, где младшая из них, Анастасия, снимала комнаты, отдыхая на море. А Марина с семьей снимала дачу чуть выше, у знаменитого местного фотографа, но каждый день спускалась к морю и заходила за сестрой.
Музей небольшой, мемориальных вещей здесь не так много. Самые ценные – стол, диванчик и пуфик из дома фотографа, которыми точно пользовалась сама Марина Цветаева. И еще личные вещи Анастасии Цветаевой: блокнотик, портсигар, зеркало… Их передала в музей внучка или правнучка Анастасии. Род Марины Цветаевой прервался. А вот у ее младшей сестры, которая была писателем и много творчества посвятила Марине, живы внуки и правнуки. Живут они в других странах, но в музее были, приезжали. В одном из залов даже есть их семейный фотоальбом.
Сам музей – небольшой, несколько маленьких комнаток. В одной рассказывают про детство сестер, в других – про жизнь и творчество, особенно много времени уделяя, конечно, их пребыванию в Крыму: в Феодосии и в Коктебеле, на даче у Волошина.
Музей Грина – тоже совсем небольшой и тоже расположен в доме, где когда-то жил писатель. Он оформлен как корабль с каютами. Из экспонатов – в основном, фотографии, книги, вырезки из газет, рукописи под стеклом. Например, знаменитые «Алые паруса», которые в рукописи называли не алыми, а красными. А еще в каждой «каюте» — якоря, шпагаты, фонари, штурвалы и прочие корабельные снасти. Атмосферно!
Последняя каюта называется «Корабельная библиотека» — здесь собраны разные издания Грина. И здесь же можно купить сборники с рассказами, написанными Грином в этом доме, книжные закладки с его цитатами и прочие сувениры.
В поисках Максима Горького
Третий день мы начали с музея скульптора Веры Мухиной. Если честно, хотели увидеть копию памятника Максиму Горькому, который стоит в Нижнем Новгороде. Нашли. Но не копию, а только фотографию в рамке. И рядом – еще одно фото – памятник Горькому в Москве. Два разных Горьких: молодой, буревестник, и зрелый, пролетарский писатель.
В музее все очень грустно. Расположен он в доме, где провела детские и юношеские годы маленькая Вера. Там даже воссоздана «комната гимназистки Веры Мухиной». Есть бюсты самой Мухиной. Копия ее знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница». Еще несколько работ. И много экспонатов – не ее, а других скульпторов.
Веры Мухиной мы в музее почти не нашли.
А самое печальное – все экспонаты подписаны на цветных розовых бумажках. Такое отношение к памяти очень печалит.
Чтобы поднять настроение, пошли к морю. Здесь у берега – настоящий птичий базар! Лебеди, утки, чайки, голуби. Дети и бабушки щедро кормят всех хлебом и пшеном. Пока одни птицы кружат над берегом и морем, другие выходят на сушу, а третьи продолжают плавать по воде. И все галдят на свой манер, пытаясь перекричать рокот волн, бьющихся о прибрежные камни.
А вечером – кино. В старинном и красивейшем, похожем на дворец, кинотеатре в самом центре города.