От челноков до драйверов: как поменялся образ предпринимателя за 30 лет
Газета "Нижегородская правда" №16 от 10.03.2021
Подписка на газетуОпросы общественного мнения регулярно прощупывают отношение к предпринимателям. В последние годы число тех, кто относится к представителям бизнеса хорошо, стабильно растëт. Предпринимателей даже называют драйверами развития экономики, а государство занимается популяризацией этого вида деятельности. Представить себе такое каких-то 30 лет назад было невозможно. Но перемены произошли не только в отношении общества. Изменились и сами представители бизнеса. Кто же они – предприниматели прошлого и настоящего?
Лихие 90‑е
Николай Уханов до 1992 года работал в трамвайном депо и о собственном бизнесе даже не помышлял. Но потом всё изменилось.
– Зарплату месяцами не платили, а у меня трое пацанов росло, жена в школе работала и тоже без зарплаты сидела, – рассказал Николай. – Знакомый предложил возить вещи из Турции. Я согласился. У нас палатка прямо под окнами нашего дома была. Разбирали всë мгновенно. Я столько денег никогда в руках не держал ни до этого, ни после.
Период распада СССР – это время, когда в бизнес ринулись учëные, учителя, рабочие, инженеры, милиционеры –люди буквально всех профессий. Вчера человек трудился инженером на заводе, а сегодня торговал шмотками или колбасой.
Товарный голод был колоссальным, и спрос многократно превышал предложение – идеальное время, чтобы заработать. И заработать можно было на чëм угодно.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий до 1993 года проходил службу в Нижегородском высшем зенитном ракетном командном училище противовоздушной обороны. Уволился и открыл фирму «Россбел».
– Я был в звании майора. Зарплата майора составляла 17 долларов и задерживалась по пять месяцев. Кормить детей, содержать семью многим людям в погонах и не только было очень непросто, – вспоминает Павел Солодкий. – В 93‑м моя компания возила продукцию из Белоруссии: и мотоциклы, и холодильники, и игрушки, и бельë. И всë продавалось за считаные дни или недели. Пустой рынок давал возможность предприимчивым людям освоиться и занять свою нишу. В Нижний Новгород ехала вся страна и бывшие республики за «Волгами», «Газелями», запчастями. В то время можно было приехать, купить «Газель», загрузить еë запчастями, уехать куда-нибудь на Урал. И, продав запчасти, люди получали прибыль, равную одной «Газели».
Одновременно с этим 90‑е – время расцвета ОПГ, и многие предприниматели оказались под влиянием и давлением этих группировок. Это время, когда вести бизнес было одновременно невероятно легко, прибыльно и опасно. Многие сегодняшние олигархи начинали как челночники. Но не все челночники стали олигархами. По семье Николая Уханова ударил дефолт 98-го года. Всю жизнь до пенсии потом он проработал охранником.
Космические нулевые
Экономический кризис 1998 года был одним из самых тяжëлых в новейшей истории. Он выкосил значительную часть мелких предпринимателей, но одновременно расчистил поле для бизнесменов новой волны.
Совладелец «Бугров Хостел» Юрий Кузьмичëв свой первый бизнес зарегистрировал в 1999 году.
– Тогда заниматься бизнесом было гораздо проще, – вспоминает Юрий. – Государство практически не интересовались, что происходит у нас в бизнесе. Было проще с налогами, проверками, не было регламентов. Но самое главное – была абсолютная свобода с точки зрения направления деятельности. Можно было заниматься чем угодно, и везде отсутствовала конкуренция. Как бы ты ни работал, ты был успешен. Это был космос! Мы тогда росли с космическими скоростями. Единственное, что было сложнее, чем сейчас, – кредитоваться. Прийти в 2000 году в банк, имея какой-то небольшой бизнес, и получить кредит, было практически невозможно.
Нулевые и до 2008 года – это годы роста для бизнеса. Это время хватких, смелых, предприимчивых. Уже недостаточно было просто поставить палатку под окнами. Нужно было становиться изобретательнее.
– Именно в это время строились очень многие бизнес-центры, торговые центры, – рассказал Павел Солодкий. – Начали в большом количестве появляться заправки, которые раньше мы видели только за границей. Строились отели мирового уровня и т. п. Потом был шок – мировой кризис 2008 года охладил пыл очень многих.
Ресторатор Александр Котюсов в 1990‑е работал в администрации, а в 2000‑е ушëл в ресторанный бизнес.
– В 2008 году у очень многих компаний были большие кредиты, в том числе и у нас, – вспоминает он. – В одночасье произошёл резкий скачок курса, а многие кредиты были валютными. Банки требовали деньги, нужно было срочно их искать. А средств не было, потому что покупательская способность резко упала. Тогда, как и многие, мы продавали что-то из имущества, чтобы реструктуризировать долги. Примерно такая же история была в 2014 году, но к тому времени многие стали понимать, что лучше лишний раз не кредитоваться.
Многие проекты оказались заморожены. А некоторые эксперты считают, что кризис 2014 года так и не закончился.
Изобретательные наши
Сегодня предпринимателям непросто найти новые ниши и конкурировать с устоявшимися гигантами. В 90‑х все ниши были свободны, а сегодня предприниматели – это всегда немного изобретатели. Приходится придумывать либо принципиально новый продукт, либо совершенно новый подход.
Нижегородец Максим Шкварун 1,5 года назад открыл кофейню. Но не в Нижнем Новгороде, где таких заведений полно, а в Городце. Спрос есть, а предложения не было.
– В районных центрах услуга востребована, а ниша свободна, – рассказал Максим.
Ирина Кузнецова бросила работу в столичном банке, чтобы развивать бизнес в Нижнем Новгороде. Она открыла школу программирования для детей. В Москве их было предостаточно и конкуренция большая, а в Нижнем получилось очень удачно запустить проект. Но предприниматель понимает, что для успеха в современных условиях нужно постоянно развиваться.
– Программирование должно перестать быть дополнительным образованием. В сегодняшних условиях это уже не вопрос выбора кружка, а необходимость, – говорит Ирина. – Поэтому я хочу превратить свою школу в клуб технологичных детей, где дети и их родители изучают финансовую грамотность, эмоциональный интеллект и новые технологии.
Сегодня, как и 30 лет назад, в бизнес идут люди разных профессий. Но совсем не за лёгкими деньгами, как может показаться со стороны. Предприниматели работают 24 часа в сутки, принимая все риски.
– Предприниматели – это люди с особым мышлением, – уверен автор проекта «Территория РИТМА», председатель НРООИ «Ковчег» Роман Пономаренко. – Они видят возможности и используют их. На это нужна определённая смелость. Это люди, которые готовы действовать и брать на себя ответственность.
Это стало особенно очевидно в прошлом году, когда пандемия нанесла тяжелейший удар по предпринимателям. И вся страна взглянула на тех, кто делает бизнес по-новому. Им не всегда позавидуешь, но есть чем восхититься. Они создают не только своё дело, но и новые рабочие места, новый уровень комфорта и новые перспективы для окружающих.