От Репина до Васнецова: что посмотреть на выставке сказочных шедевров в Нижнем Новгороде
Газета "Нижегородская правда" №37 от 28.06.23
Подписка на газетуПолотна из коллекции Третьяковки и Русского музея представили в Нижегородском художественном музее в кремле – здесь открылась выставка «Художник и сказка» (0+). У её посетителей есть уникальная возможность – увидеть самые знаменитые картины великих русских художников, посвящённые темам былин и сказок. И история этих полотен не менее удивительна.
«Садко» – самая необычная для Репина картина, писавшего в основном реалистичные сюжеты. Эта работа была создана в Париже по заказу великого князя Александра – будущего императора Александра III.
В основе сюжета – известная русская былина. Художник изобразил момент, когда Садко по приказу Морского царя выбирает себе в жёны одну из морских девиц. Одна из них изображена с обнажённой грудью – для Репина случай исключительный. По замыслу художника девушки олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает стоящую в глубине русскую девицу Чернаву. Это имя символично: после свадебного пира Садко просыпается на берегу Новгородской реки Чернавы. Если бы он выбрал другую невесту, навсегда остался бы в пучине. Так что, по замыслу автора, эта картина о любви к Родине, правильном выборе и преданности идеалам.
Прототипом Садко стал другой живописец – Виктор Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Стремясь к предельной достоверности, Репин изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне.
Есть легенда, что морское дно Репин писал в парижском океанариуме. И подводное царство у него получилось замечательное, очень натуралистичное и одновременно сказочное.
Репин выставил «Садко» в Парижском салоне, но там картина признания не имела. Зато в России её ждал оглушительный успех. Полотно было награждено большой золотой медалью, Репину присвоили почётное звание академика живописи. Хотя сам Илья Ефимович считал эту картину не соответствующей художественным задачам – он был очень строг к своим работам.
А вот нижегородцев картина очень впечатлила: «Она словно затягивает в глубину», – говорят посетители.
Изначально Виктор Васнецов собирался стать священником, как отец. Однако тяга к живописи взяла своё – из духовной семинарии он поступил в Академию живописи. Былинами и русскими сказками Васнецов заинтересовался в середине 1870‑х годов, уже поработав в других жанрах. Тогда он сделал карандашные наброски ко многим своим будущим картинам. На картину «Витязь на распутье» его вдохновила былина «Илья Муромец и разбойники».
Художник долго работал над фигурой богатыря. В первых версиях Илью Муромца он рисовал со своего брата Аполлинария, но тот был сложения далеко не богатырского. После многочисленных вариантов картины герой стал более монументальным. И если в эскизах витязь был лицом к зрителю, то в варианте 1882 года, который художник создал для купца и покровителя искусств Саввы Мамонтова, мы видим его со спины. Это было сделано для того, чтобы показать: пути назад нет.
Картина «Витязь на распутье» стала самой известной работой Васнецова, и когда он умер, на его каменном надгробии выбили именно этот сюжет.
Картина «Царевна Лебедь» была создана художником в период его работы над оформлением музыкальных спектаклей Римского-Корсакова в частной опере Саввы Мамонтова. В Нижний приехал один из эскизов к этой картине.
Первоначально образ Царевны Лебеди впервые был создан Врубелем на балалайке, в серии, заказанной княгиней Тенишевой для Всемирной выставки в Париже, а потом многократно повторялся, пока не стал знаменитым на весь мир шедевром. Одна из главных загадок картины – кто был моделью, послужившей прототипом для создания облика прекрасной Царевны Лебеди. Самая популярная версия, что на полотне изображена Надежда Ивановна Забела-Врубель – оперная дива, супруга и муза художника, исполнившая партию Царевны Лебеди в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Это полотно – итог работы мастера над народным сказочным сюжетом, который в 1846 году пересказал поэт Василий Жуковский. Для образа царевны Васнецов использовал написанные в 1882 году портреты Натальи и Татьяны Мамонтовых, племянниц Саввы Мамонтова.
Для того чтобы реалистично изобразить волка, художнику привезли самого настоящего зверя, о чём он писал в письмах к друзьям. «Твой царевич на волке привёл меня в восторг; я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это моё, родное, хорошее! Я просто ожил!» – писал художнику Савва Мамонтов.
Над созданием этой картины Васнецов работал 17 лет, но в своих дневниках и письмах не оставил про неё значимой информации. Некоторые исследователи полагают, что многое в картине объясняет революция – в царских хоромах явный переизбыток красного цвета. В него окрашены рисунки на стенах и ковре, детали мебели и одежда музыкантов.
Наряд царевны Васнецов изобразил зелёным, что не только соответствует сюжету сказки, но и ассоциируется с не самыми добрыми персонажами славянских преданий: лешими, русалками, водяными, кикиморами. А из-под разлетевшихся в стороны рукавов видна белоснежная сорочка, цвет которой в христианской символике олицетворяет веру и чистоту. В этом двойная сущность героини. Неслучайно художник изобразил Василису со спины – чтобы каждый зритель поверил: она так красива, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Васнецов не принял революцию и страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь» безвозвратно исчезает. Русский колорит и характер он старался сохранить в своих сказочных сюжетах, продолжая работать до последнего дня. На выставке также можно увидеть его знаменитые на весь мир полотна «Баян», «Снегурочка» и, конечно же, гордость нижегородского музея – картину «Ковёр-самолёт», на время сменившую привычное место в экспозиции музея.