Педагог с 50-летним стажем из Уразовки рассказала, почему в её классе никогда не было неуспевающих
Газета "Нижегородская правда" №42 от 19.07.23
Подписка на газетуВ трудовой книжке учителя химии, отличника народного образования РСФСР Натальи Дмитриевны Айсиной всего две записи – о приёме на работу в Уразовскую школу и об увольнении в связи с выходом на заслуженный отдых. Из школы она ушла в 78 лет, но ещё долго продолжала заниматься с местными ребятами химией у себя дома. И сегодня к 95‑летней Наталье Дмитриевне по-прежнему приходят её благодарные ученики, которые стали специалистами в самых разных сферах.
120 тетрадей в день
В свои годы Наталья Дмитриевна по-прежнему выглядит прекрасно – с белоснежными кудрями, пронзительными голубыми глазами. Можно только догадываться, какой эффект произвела в татарском селе в 1951 году молодая учительница, приехавшая на трёхлетнюю отработку после биофака университета имени Лобачевского.
Стать учителем Наталья Дмитриевна мечтала с детства, но поступила не в педагогический институт, а в университет – ей хотелось получить больше знаний.
«А вот педагогической практики в университете было очень мало, всего три урока, поэтому я очень волновалась перед своим первым уроком: смогу ли заинтересовать ребят? – вспоминает она. – Но когда пришла на урок и стала им объяснять, они меня так внимательно слушали! Я смотрела им в глаза и радовалась. И после первого урока я себя почувствовала настоящим учителем».
На уроках Натальи Дмитриевны всегда было тихо, хотя она никогда не повышала голос. «Слышно было, как муха пролетит», – добавляет её дочь Нелля, которая тоже была её ученицей.
Работать учителем в школе, где в старшем звене по четыре-пять параллелей, а в классах по 40 человек, было непросто.
«Каждый день мне надо было проверить 120 тетрадей, – говорит она. – Но я никогда не приходила на урок с непроверенными тетрадями. И в каждой я писала, на какие вопросы ученик должен мне ответить. Если ставила двойку ученику, обязательно его приглашала к себе домой, чтобы подтянуть. Бывало, у меня сидели по три-четыре ученика».
Наталье Дмитриевне очень хотелось, чтобы дети полюбили химию так же, как любила её она сама, поэтому на каждом уроке она ставила опыты, даже такие, которых не было в программе.
Вечерние обходы
А ещё наша героиня была замечательным классным руководителем. В её классе несколько лет подряд не было неуспевающих – благодаря традиции обходить по вечерам с сильными учениками более слабых.
«Придём к ним домой и спрашиваем: расскажи, что ты выучил на завтра по русскому, по математике, – улыбается педагог. – Они нас ждали, поэтому старались быть дома. Да в то время подростки особо и не гуляли».
Серьёзным испытанием стало обучение детей из татарских деревень, которые до старших классов учились в татарских школах и плохо понимали по-русски.
«Они зазубривали параграф учебника, не понимая его смысла, – вспоминает учитель. – Однажды к нам пришли девочки-двойняшки из татарской деревни, которые очень плохо знали русский язык.
И вот я принимаю экзамен, а моим ассистентом была моя дочка, которая тоже работала тогда учителем химии.
Приняла у всех экзамен, и когда сестры остались в классе одни, начала спрашивать их. Я им вопрос – они несут чушь, а я – «хорошо». Дочь меня толкает: «Ты с ума сошла?». А я ей: «Молчи!». Поставила им тройки.
Это был единственный случай, когда я выпустила из школы детей, которые совершенно не знали химии. Ну не выгонять же их без аттестата за то, что у них не было возможности выучить русский язык? Но тех, кого я оставляла на лето, учила по полной, пока они всё не поймут и не дадут полноценные ответы».
Ставшая родной Уразовка
Вместо трёх лет, положенных по распределению, Наталья Дмитриевна отработала в Уразовской школе более полувека. Здесь она встретила свою судьбу – учителя математики, здесь родились её дочери.
«Старшая дочь часто со мной из-за оценок ссорилась, – улыбается наша героиня. – Поставлю ей тройку, она после школы ругается, а я объясняю, что снизила оценку за небольшую, но очень грубую ошибку. Зато после вступительного экзамена в вуз она сказала: «Мама, спасибо, оказывается, я знаю химию!».
Одна дочь Натальи Дмитриевны стала врачом, другая – учителем химии. Из троих внуков двое тоже сдавали химию и сейчас работают врачами в Москве.
Многие её ученики выбирали вузы, где были экзамены по химии, работали потом врачами и учителями, в том числе вместе с ней в Уразовской школе.
Только в 78 лет Наталья Дмитриевна вышла на заслуженный отдых. Директор школы, тоже её бывший ученик, написал тогда в местной газете статью «55 лет преданности школе». Но ещё 12 лет педагог занималась со старшеклассниками химией у себя дома. Нередко к ней приходили «с нуля», совсем ничего не понимая в этом предмете. Все эти ребята благодаря Наталье Дмитриевне поступили туда, куда мечтали. Последнюю ученицу педагог подготовила к ЕГЭ, когда ей было уже 90.
И сейчас бывшие ученики приходят к своему учителю – поговорить, поздравить с праздниками, пишут письма из самых разных уголков страны, даже посылки присылают.
У Натальи Дмитриевны подрастают две правнучки – одна учится во втором классе, второй пять лет. Родные надеются, что талантливая прабабушка и им привьёт любовь к химии.