Первый тоннелепроходческий щит доставили в Нижний Новгород: метро строится по графику
Газета "Нижегородская правда" №52 от 06.09.23
Подписка на газетуВчера, 4 сентября, тоннелепроходческий комплекс доставили в Нижний Новгород. Скоро привезут ещё два щита, а пока первый уже начали собирать. Он пойдёт от будущей станции «Сенная» до площади Свободы. Подробности нижегородским журналистам рассказали на стройплощадке.
Новая традиция
Основные элементы тоннелепроходческого комплекса доставили с базы группы компаний «Моспроект‑3» в Подмосковье. До Нижнего Новгорода многотонный груз на специальном транспорте везли несколько дней. Доставили накануне.
«Тоннелепроходческий щит — в Нижнем Новгороде! — прокомментировал это событие в губернатор Глеб Никитин. — На стройплощадке новой станции метро «Сенная» начинается монтаж».
До сих пор тоннелепроходческие щиты называли женскими именами. В группе компаний «Моспроект‑3» её решили изменить и впервые дать щиту мужское имя.
«Мы будем называть тоннелепроходческие щиты в честь великих исторических деятелей и наших современников, много сделавших для России, — пояснил нижегородским журналистам директор по коммуникациям группы компаний «Моспроект‑3» Роман Зелиб. — Эту традицию мы закладываем в Нижнем Новгороде и надеемся, что она приживётся».
Первый нижегородский щит назвали в честь крестителя Руси князя Владимира.
Сквозь пески и глину
На стройплощадке, куда доставили элементы щита, работа кипит круглосуточно. Шум техники не смолкает. Уже смонтировали 390 тонн креплений котлована, вывезли 28 тысяч кубометров земли.
«Забетонирована плита под монтажный кран, — рассказал начальник участка Сергей Патрушев. — В неё вложено 93 тонны арматуры».
С помощью крана элементы тоннелепроходческого комплекса будут опускать в монтажно-щитовую камеру, которая уже на 80% готова. К слову, основные элементы щита, которые уже доставили, — это ещё не всё. Есть много сопутствующих деталей. Чтобы их все привезти, потребуются ещё десятки машин.
После укрупнённой сборки все элементы опустят в камеру, где щит смонтируют окончательно. Он будет диаметром шесть метров, длиной — около 80. Для управления этой громадой в специальной кабине для оператора поставят сложнейшее оборудование.
«Управление таким комплексом ведётся с помощью компьютера, — пояснил начальник горнопроходческого участка Юрий Сигунов. — Операторы сменяют друг друга, работает комплекс круглосуточно».
Предполагается, что свой путь от «Сенной» щит «Владимир» начнёт в четвёртом квартале этого года.
«Он пойдёт по достаточно сложным грунтам, — пояснил Роман Зелиб. — Здесь суглинки, супеси, песок, глина с включениями щебня. Но в принципе больших сложностей мы не видим».
Первый тоннель проложат до площади Свободы по улицам Большой Печёрской и Максима Горького. «Владимир» пройдёт примерно полтора километра.
Такое же расстояние преодолеет ещё один щит. Его доставят позже и он будет прокладывать второй тоннель.
Щиты пойдут со скоростью 250 метров в месяц. Глубина тоннелей будет в разных местах от 12 – 13 до 24 метров.
Покажут станции «лицом»
Когда оба комплекса с «Сенной» отправятся в путь, начнутся монолитные работы по строительству станции. Из неё будут выходы на улицы Большая Печёрская и Сеченова, а под улицей Родионова построят тоннель для оборота поездов.
Проекты архитектурного облика «Сенной» и «Площади Свободы» пока разрабатываются.
«Надеюсь, в ближайшее время мы их представим и согласуем с руководством региона и города», — сообщил Роман Зелиб.
Ещё один щит пойдёт от станции «Горьковская». До площади Свободы он преодолеет около 700 метров, после чего его демонтируют, снова доставят к «Горьковской» и он начнёт прокладывать второй тоннель.
Когда привезут ещё два щита, точно пока неизвестно. Доставка каждого из-за габаритов — сложная операция.
А тем временем на всех стройплощадках кипит работа.
«На улице Горького мероприятия по выносу сетей закончены, — сообщил гендиректор Главного управления по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде Андрей Левдиков. — Идёт разработка котлована. На площади Свободы вынос сетей продолжается. Перед началом отопительного сезона основной упор делаем на теплосети. На площади Сенной задача до конца года закончить котлован, запустить щит».
Точные сроки начала и завершения работы щитов «Моспроект 3» пока не называет, но, как подчеркнул Роман Зелиб, все работы идут по графику.
Станции «Сенная» и «Площадь Свободы» по контракту должны сдать в четвёртом квартале 2025 года. Также в Нижнем Новгороде будут строить станцию «Сормовская».