Платформа для Черновской школы: сельские ученики успешно осваивают цифровые технологии
Газета "Нижегородская правда" №51 от 14.07.2021
Подписка на газетуВ маленькой школе в селе Чёрное Шахунского городского округа всего 40 учеников. Недавно команда этой школы стала призёром всероссийской олимпиады для школьников «Лица «Сферума», разделив третье место со школой № 1 из Домодедова Московской области, в которой 1899 учеников. Конкурсанты должны были продемонстрировать знание платформы «Сферум» и предложить новые способы её использования. В олимпиаде приняли участие 200 команд из 25 регионов России.
Цифровой центр
В селе Чёрное триста с небольшим жителей, но оно является цифровым центром для соседних деревень, в которых нет интернета и перебои с сотовой связью. У семиклассниц Черновской основной школы Дарьи Покровской и Анастасии Катышевой, которые вошли в команду, представлявшую Нижегородскую область на олимпиаде «Лица «Сферума», всего четверо одноклассников. А в четвёртом, пятом и шестом классах в новом учебном году будет вообще по одному ученику. Но здесь используют самые передовые цифровые технологии. В начале года школа перешла с общероссийского «Дневника.ру» на платформу АИС – электронный журнал, организованный министерством образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области. А со второго полугодия маленькая сельская школа стала работать ещё и на российской платформе «Сферум». Это отечественный аналог Zoom, разработанный Мail.ru и «Ростелекомом».
– В электронном журнале мы выставляем оценки, размещаем календарное тематическое планирование, расписание – всё, что связано непосредственно со школой, – говорит учитель информатики, она же администратор «Сферума» Наталья Винокурова. – А «Сферум» позволяет нам общаться вне школы. Детей очень заинтересовал этот ресурс – они уже были знакомы и с Zoom, и с вайбером, а тут что-то новое, к тому же наше родное, российское. И когда в мае школам, зарегистрированным в «Сферуме», предложили участвовать в олимпиаде, я начала собирать команду.
В команде, по условиям олимпиады, должно быть пять человек. Писать проект Наталья Михайловна предложила двум креативным ученицам, которых мы уже упомянули, – Дарье Покровской и Анастасии Катышевой. Девочки не первый год участвуют в интернет-сообществах, чатах, конференциях и очень быстро сориентировались в новой платформе. В команду вошли также социальный педагог Надежда Михайловна Наумова и директор школы Татьяна Николаевна Смирнова. Наталья Михайловна стала администратором «Сферума».
Простой, удобный, надёжный
– Роли распределились следующим образом, – рассказывает Наталья Михайловна. – Девочки делали презентацию нашего проекта «Сферум» становится ближе», которую показывали в финале. Социальный педагог подготовила видеоблог – ей это близко, она занимается конкурсным движением, ведёт воспитательный блог, у неё есть банк видеороликов. Директор Татьяна Николаевна стала нашим главным координатором и рецензентом. Получился очень хороший ресурс, который позволяет не только общаться онлайн в чатах, но и видеовстречи организовывать, создавать информационный банк школы, где размещаются объявления, статьи, файлы, домашние задания. Особенно мне по душе, что это наш, российский продукт. В прошлом году мы целую четверть работали в онлайн-режиме, нам есть с чем сравнивать.
Нравится «Сферум» и детям.
– Он простой, удобный, надёжный, в нём быстрый чат, можно участвовать в классных делах, даже когда ты не можешь посещать школу, – говорит участница конкурса Даша. – Можно получить консультацию учителя по любым вопросам.
Возможности новой платформы оценили также родители: на дистанте можно вместе с ребёнком посетить урок, одновременно пообщаться с ребёнком и учителем, быть в курсе школьных дел.
Творчество плюс упорство
Конечно, за призовое место команде пришлось побороться. Конец мая для школы самый напряжённый период – выпускники, завершение четверти, года, у учителей мало времени на дополнительную творческую работу.
– Несмотря на то, что мы маленькая школа, загруженность у нас такая же большая, как у всех, – признаётся Наталья Михайловна. – Но проявилась творческая жилка, захотелось попробовать себя в новом. Как нам удалось обойти стольких конкурентов? Весь июнь пришлось проявлять упорство, выполнять каждое задание. Было три блока заданий, и все мы планомерно, методично преодолели. Возможно, у других школ не хватило времени и ресурсов.
Теперь, по словам Натальи Михайловны, никакая дистанционка не застанет их врасплох. Все дети имеют возможность загрузить ресурс на телефон, участвовать в чатах и видеоконференциях.
– Настя и Даша ещё два года будут учиться в нашей девятилетке и продолжать работать в этом направлении, а значит, смогут научить пользоваться передовыми цифровыми ресурсами своих одноклассников, – подводит итог педагог.
– Проект «Лица «Сферума» выявил лучшие команды и педагогические находки в области цифровых технологий и показал, насколько успешно школы могут применять наше решение, внедрять технологии в образовательный процесс, – отметил представитель компании-разработчика «Сферума», заместитель генерального директора ООО «Цифровое образование» Сергей Марданов. – Разрабатывая «Сферум», мы в первую очередь опираемся на потребности учителей и учеников, поэтому идея конкурса базируется на нашем стремлении сделать платформу ещё эффективнее.
Развитие цифровой образовательной среды предусмотрено национальным проектом «Образование», цель которого – вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.