Поближе к дому: где нижегородцы смогут парковаться и почему вырос спрос на машино-места?
Газета "Нижегородская правда" №13 от 10.03.2022
Подписка на газетуЖелая застолбить парковочные места во дворах, водители проявляют чудеса сообразительности. Кто-то вешает цепочки, натягивает тросы, устанавливает блокирующие устройства, а некоторые и вовсе выводят на асфальте краской номера машин. Между тем депутаты Нижнего Новгорода начали говорить о платных парковках не только в деловом центре, но и во дворах домов. Кто и где сможет парковаться и почему вырос спрос на машино-места?
Забили место
Парковочные баталии около многоквартирных домов не стихают много лет. Напротив, они нарастают, потому что машин с каждым годом становится всё больше. Житель многоквартирного дома на улице Культуры в Сормовском районе забил себе место с помощью блокирующего устройства ещё несколько лет назад. Претензии к нему соседи не предъявляют – не хотят скандалить. На вопрос о том, знает ли он, что это незаконно, потому что придомовая территория общая, отвечает просто: «Знаю. Но меня это не волнует. Я здесь паркуюсь много лет и продолжу это делать. Если уберу блокирующее устройство, то, приехав с работы, будут до утра кататься в поисках места. Их просто на всех не хватает».
Хорошо, когда всё обходится мирно. Но в других дворах дело доходило до драк и прокалывания шин. А ведь вопрос вполне можно решить законно. Например, запретить парковаться около своего дома владельцам авто, проживающим в других многоэтажках, огородив территорию. Правда, для этого нужно будет предпринять несколько шагов.
– Если земельный участок относится к общему имуществу многоквартирного дома, жители на общем собрании вправе решить, что на нём будет парковка, и все собственники будут иметь к ней одинаковый доступ, – консультирует юрист Светлана Царёва. – Кроме этого необходимо получить согласование органов местного самоуправления. Его дадут, если установка шлагбаумов, столбов, бетонных плит не создаёт препятствия или ограничения проходу пешеходов, проезду автотранспорта или проведению уборочных работ на территории общего пользования.
Именно таким образом поступили жители дома на улице Льва Толстого в областном центре. Их территория огорожена цепочками – ключи только у собственников дома. И всё это по закону.
Пользуется спросом
Ну а те, кому нечего огораживать, скупают машино-места. Так, по итогам исследований, специалисты «Авито» пришли к выводу, что спрос на машино-места в 2021 году в среднем по России увеличился на 35%, на гаражи – на 13%. В Нижнем Новгороде – на 33% и 8% соответственно. На фоне дефицита парковочных пространств рынок машино-мест растёт: на продажу выставлено на 17% больше, чем годом ранее. При этом россияне не торопятся распродавать гаражи – их на продажу выставляли на 11% реже, чем в 2020‑м.
– Рост спроса может быть связан со снижением доступности стихийной парковки во дворах, а также распространением платных парковок в крупных городах России. Появляется всё больше жилых комплексов с концепцией «двор без машин», что делает покупку собственного машино-места единственной возможностью парковаться рядом с домом. На рынок влияет и то, что россияне не спешат отказываться от личного транспорта: за последние 10 лет число автомобилей в стране выросло примерно на треть, – полагает Дмитрий Алексеев, руководитель направления первичной и загородной недвижимости в «Авито».
Платный двор
И вот ещё одно новшество. Депутаты городской Думы Нижнего Новгорода поддержали предложение организовывать платные парковки во дворах жилых домов. Речь не идёт о придомовых территориях. В поле зрения попали муниципальные участки земли. Впрочем, мнение жителей всё равно обещают учитывать.
– Решение о создании парковки принимается главой города путём издания постановления, но только при согласии большинства граждан. Это значит, что мнение жителей становится определяющим, и если по результатам общественных обсуждений они выскажутся против, то парковка просто не появится там, где она не нужна, – рассказал председатель городской Думы Нижнего Новгорода Олег Лавричев.
Такое решение депутаты также объясняют ограниченным количеством парков очных мест и увеличением транспортного потока. Впрочем, вопрос, скорее всего, потребует серьёзной проработки. Потому что очевидно, что согласования только с жителями недостаточно, наверняка придётся заручаться поддержкой коммунальных служб и экологов.
Ну а пока город готовится к запуску платных парковок в деловом центре. Полноценно действовать они начнут через два месяца.