Почему Глеб Никитин спокойно относится к наложенным на него санкциям
Газета "Новое дело" № 31 от 10.08.23
Подписка на газетуЗаканчиваем разговор с губернатором Глебом Сергеевичем Никитиным. Читатели уже по достоинству оценили предыдущие ответы главы региона – за их честность и откровенность. В таком духе прошла вся беседа с журналистами и редакторами изданий Нижегородского областного информационного центра и медиахолдинга ННТВ. На этот раз мы публикуем ответы не только на вопросы о чисто областных проблемах.
Не отступать и не сдаваться
– Какой момент в военной истории Вы считаете наиболее ценным для Вас лично?
– Безусловно, Великая Отечественная война. А если точнее – блокада Ленинграда, потому что это имеет отношение к истории моей семьи. И она связана не только с боевыми действиями, но и с великим подвигом гражданского населения, не сломавшегося под напором врага.
– Сегодня Россия тоже оказалась в непростой военной ситуации. На Вас лично наложены зарубежные санкции. Вы это хоть как-то на себе ощущаете?
– Экономических санкций в отношении себя не припомню – никогда не имел и не имею за границей ни банковских счетов, ни бизнеса. На меня наложили политические санкции – что ж, сегодня этим можно только гордиться… А что касается экономических санкций в отношении страны и предприятий, то, безусловно, это вызов, в том числе и нашей области.
Но, с другой стороны, в нашей промышленности, особенно оборонной, сегодня появились большие перспективы, которые реализуются с невиданной доселе скоростью. Проблема только в огромном дефиците кадров на предприятиях. Поэтому если кто-то в регионе говорит, что работу не может найти – ну извините, значит, плохо ищет. И просто реально не хочет работать. Потому что работа есть, и её сегодня очень много.
– Глеб Сергеевич, наш регион один из самых активных, наверное, помощников воюющей армии. У Вас есть прямая связь с нашими бойцами? Какая помощь от нашего региона сейчас им особенно нужна?
– Скажу так: мы как работали, так и до сих пор работаем как с нашими именными нижегородскими подразделениями, так и с другими воинскими частями, где служат наши, в основном по части решения их различных бытовых нужд. Много наших волонтёров туда ездят: это и члены правительства, и депутаты, и просто добровольцы. Постоянно выясняем, что необходимо в данный момент, закупаем и направляем это необходимое.
Остаёмся на прямой связи и с семьями бойцов – для самих бойцов это тоже очень важно. Активно помогаем и жителям освобождённых территорий. В том числе и тем, кто формально не имеет никакого отношения к Нижегородской области с точки зрения официального «партнёрства» – в основном это помощь в виде какого-то ремонта либо оборудования.
Сложности возникают с поиском пропавших. Обращаемся в Министерство обороны, взаимодействуем с Уполномоченным по правам человека. Есть уже случаи, когда благодаря нашим усилиям удалось из плена вытащить, обменять ребят. Но это уже такие сложные дипломатические вопросы, которые требуют времени и терпения, порой и длительного…
Эх, дороги…
– Глеб Сергеевич, давайте перейдём к нашим сугубо местным проблемам… Если говорить о Нижнем Новгороде, то здесь удалось или, по крайней мере, удаётся уходить от точечной застройки. Это, наверное, хорошо. Плохо то, что, при строительстве крупных микрорайонов зачастую не создаётся соответствующая дорожная инфраструктура – как результат регулярно мы видим автомобильные пробки в Ольгино, по улице Ванеева и т.д. Похоже, городские власти не могут с этой проблемой справиться. Чем область может помочь?
– Задача это общая, и пенять на городские власти, что они не решают проблему, было бы некорректно. Для решения подобных проблем нужны очень серьёзные вложения – и они осуществляются. Ну представьте себе, не будь сегодня дорожной развязки в Ольгино, что было бы на выезде из города? И нынешние пробки там – вовсе не по причине какой-то недоработки местных властей, а потому, что идёт ремонт федеральной трассы на Стригинском мосту.
Это просто надо перетерпеть, потому что мост пришёл в негодность, и откладывать ремонт дальше не было возможности. Мы сегодня вместе с соответствующими федеральными ведомствами внимательно следим за тем, чтобы ремонт не отставал от намеченного графика. Кстати, на создании развязки в Ольгино мы останавливаться не собираемся – сейчас активно идёт работа по созданию дублёра проспекта Гагарина, и эту работу мы доведём до конца…
Да, задач по развитию инфраструктуры очень много. И мы не сидим сложа руки. Построили развязку Неклюдово – Золотово на Бору, она очень сильно разгрузила автомобильный трафик. Построена Сормовская развязка. На очереди завершение строительства Южного обхода Арзамаса и трассы М‑12, со всеми подъездами и разъездами…
Что касается непосредственно Нижнего Новгорода, то буквально на днях изменили так называемые региональные нормы градостроительного проектирования – в разных направлениях. И не только с точки зрения развития новой дорожной сети, но и чтобы у людей было понимание – где парковаться, где детей учить, где лечиться и так далее. Все решения по комплексному развитию территорий будут приниматься именно исходя из этого обязательного социального плана.
– Вы упомянули о трассе М‑12. Да, она несомненно нужна, в том числе и региону. Но есть и побочный эффект – разбитые тяжёлой техникой районные дороги. Когда они будут приведены в порядок? И насколько это возможно сделать региональными силами?
– Да, пострадали дороги порядка 20 муниципалитетов на юге области общей протяжённостью около 1000 километров. Какие-то дороги мы уже ремонтируем, но пока очень точечно. Потому что понимаем, что это может оказаться средствами, выброшенными в песок – пока стройка не закончится, ремонт может стать бесконечным. Поэтому только там, где мы уверены, что большегрузы больше здесь не пойдут, мы и начинаем капитальный ремонт.
Скажу так: мы – это и региональная власть, и федеральная. Так или иначе, правительство региона держит ситуацию на контроле, в том числе и самостоятельно реализует мероприятия по максимально быстрому и эффективному восстановлению дорожного покрытия.
Да, это будет достаточно длительная работа в части восстановления, особенно на муниципальных участках невысокой интенсивности движения. Но это последствия большой федеральной стройки, зато у нас будет около 280 километров участка современной европейской трассы на территории Нижегородской области! И это, безусловно, драйвер для экономического развития нашего региона.
У Нижнего Новгорода большое будущее
– Хотелось бы задать вопрос по городской агломерации. Вы поднимали этот вопрос даже на общероссийском уровне. Как сейчас она развивается? Там ведь задач было поставлено очень много, в том числе по развитию общественного транспорта, работу которого агломерация должна улучшить. И ждать ли нам географического расширения Нижнего Новгорода в рамках этих задач?
– Спасибо за вопрос, мы действительно с точки зрения регулирования агломерации находимся в лидирующих позициях на федеральном уровне. Что это значит? У нас принята особая региональная нормативно-правовая база с полномочиями и по градостроительной деятельности, и по развитию транспорта.
Причём всё это заведено на уровень управления агломерацией, а не на уровень муниципалитетов. То есть это не уровень Нижнего Новгорода или Дзержинска, а уровень регионального министерства градостроительства и развития агломераций и регионального правительства. В этой связи мы создали единую информационную систему градостроительной деятельности, где в публичном доступе можно посмотреть все зоны, режимы развития территорий, планы развития земельных участков, градостроительные планы и так далее – всё по агломерации в целом.
Именно благодаря этим решениям у нас в контексте агломерации планируется развитие общественного транспорта, по которому на федеральном уровне уже принято решение о выделении нам 113 электробусов (подобных ни у одного из регионов нет), 150 трамваев, о ремонте 193 трамвайных путей. Очень важен вопрос строительства и развития системы городской электрички. У нас уже одна такая есть, но нам ещё нужно сообщение Мыза – Кстово, а это как раз чисто агломерационный вопрос, потому что выходит за рамки отдельных муниципалитетов.
Так что любые решения по изменению границ или по развитию агломерации предполагают очень серьёзные инфраструктурные изменения и вложения… Кстати, а что вы имели в виду, когда сказали о расширении Нижнего Новгорода?
– Посёлок Афонино, Кстовского района. Вопрос о его присоединении к Нижнему уже давно стоит…
- Хорошая идея, но просто присоединить — это не правильно. Тут ещё много чего надо сделать. Те же новые дороги, например — Восточный обход надо строить на Борскую сторону, включая мост через Волгу. И это проект огромного масштаба и огромной перспективы, большого количества лет подготовки. И я уверен, что рано или поздно мы найдём момент в общем планировании магистральной инфраструктуры по стране, когда этот проект заслужит поддержки. А сейчас мы проектируем части этого плана самостоятельно.
Людей не бросаем
- Вопрос про дольщиков… За последние пять лет почти 5800 человек получили ключи от новых квартир или получили компенсации — это, правда большая победа региона, Вас и команды. В декабре прошлого года Вы говорили, что понятие «обманутый дольщик» в принципе уходит из нашего лексикона, 90% всех, кто был обманут, таковыми больше являться не буду. Но приходит 2023 год, и у нас появился новый проблемный объект — дом на улице Максима Горького. Нам что, снова нужно переживать?
- Ну, во-первых, 2023 год не закончился ещё. Во-вторых, то, что было раньше и что наблюдаем сейчас, — это две большие разницы. А были огромные, накопленные за многие предыдущие годы проблемы с долгостроями — почти 6500 обманутых дольщиков! На сегодня проблемные объекты уже перестали быть проблемными.
«Разрулим» ситуацию и по оставшимся, включая упомянутый вами ЖК на Горького, который, к сожалению, начинал строиться ещё до принятия Госдумой новых законов в пользу дольщиков, включая открытие специальных эскроу счетов. И, слава Богу, дом на Горького — это сейчас скорее исключение, чем правило. Потому что упомянутое мной законодательство в защиту дольщиков сегодня успешно работает.
- Глеб Сергеевич, хотелось бы спросить про ЖКХ. Здесь можно очень долго говорить, всё достаточно проблемное. Скажите, пожалуйста, нужно ли в этой сфере создавать какие-то новые системные решения? Или уже всё давно придумано и это просто нужно качественно исполнять?
- Знаете, глобальная модель ЖКХ определена достаточно давно. Многие просто не могут её понять и осознать. А это прежде всего модель эффективного функционирования каждой сферы в отдельности. То есть, например, ремонт труб и сетей – он должен обеспечиваться за счёт тарифной выручки. А чтобы тарифы не росли, каждая организация должна работать эффективно, там не должно быть ни воровства, ни кумовства, ни завышенных фондов зарплаты, ни дезорганизации, когда сегодня раскопали, завтра закопали, послезавтра опять раскопали…
Мы с этим боремся. И, кстати, я считаю правильным шагом, когда два года назад мы объединили информационные системы «Теплоэнерго» и «Нижегородского водоканала». Но иногда проблема несогласованности до сих пор выскакивает – например, другие компании вдруг желают что-то из своих коммуникаций проложить, хотя только что была возможность проложить вместе с другими организациями. Спрашивается: а где вы раньше были?!
Словом, эффективность должна быть в обязательном порядке. И если всё это в совокупности обеспечено, то, конечно, должны быть и дополнительные источники финансирования. То есть — либо это будет делать регион, либо за счёт роста тарифов. Слава Богу, сейчас имеются инвестиционные деньги, которые даёт Федерация, где мы очень активно участвуем, что позволяет не повышать тарифы. Я считаю, что в большинстве сфер наших ресурсоснабжающих организаций тарифная выручка и уровень тарифов достаточно адекватны. Мы, кстати, добились, чтобы рост тарифа не был выше предельного уровня, а он у нас ниже инфляции. И считаю, что это большое наше достижение.
Но есть сферы, где проблема эффективности встаёт очень остро. В частности, капремонт. Уровень тарифов за капремонт не поднимался где-то семь лет. Но эти тарифы изначально устанавливались вовсе не по экономическим соображениям и не по соображениям результатов качественного анализа состояния жилищного фонда. Просто насобирали с муниципалитетов какие-то таблицы, сложили в совокупности, сверху утвердили печатью, что это план капремонта до 2047 года. И по какой именно причине тот или иной дом попал , например, в 47‑й год, а не в 2023?… Честно говоря, я это даже комментировать не хочу! Сейчас мы собираемся полностью изменить этот план, исходя из реального состояния жилищного фонда.
Оговорюсь сразу, решать проблему будем не за счёт граждан, которые ни в чём не виноваты — дофинансировать проект будем за счёт региона. Мы уже приняли первое беспрецедентное решение, выведя на региональный бюджет масштабную замену лифтов, которые находились на балансе фонда капитального ремонта. То есть, по сути мы высвободили 8 миллиардов рублей тарифной выручки, и высвободили за счёт регионального бюджета! За эти деньги в ближайшие полтора года мы заменим 2400 лифтов. Уже в этом году в федеральном Минпроме были в шоке: 50% заказа лифтов всей российской промышленности пришлись именно на Нижегородскую область (смеётся – прим. Ред.). И это только первый шаг в данном направлении.
Да и наш оператор капитального ремонта заработал в полной мере, там никаких «остатков средств» больше нет, все деньги используются более-менее нормально. Впрочем, и здесь расслабляться мы не собираемся…
Ранее Глеб Никитин рассказал, как изменится жизнь региона и о проектах развития в Нижнем Новгороде и районах области. Все части интервью с губернатором читайте на сайте pravda-nn.ru.