Почему коты и кошки завоевали мир
Газета "Нижегородская правда" №18 от 29.03.23
Подписка на газету27 марта отмечается День мартовских котов. В этот день по приказу Екатерины II кошки были взяты на службу по охране дворца от мышей. И сегодня котики повсюду. Они снимаются в рекламе, разгуливают по кремлю, становятся популярными блогерами. Видеороликам с участием хвостатых умиляется весь мир. Их холят и им поклоняются, и ни одно животное не может перебить их фишку популярности. Почему?
Царица Савская и Тушила
В Нижнем Новгороде живёт один из самых культурных котиков страны. Кошка Царица Савская, или просто Арсения, забрела в ГЦСИ «Арсенал» во время фестиваля «Вазари» в сентябре 2018 года. Хвостатая искала место для рождения котят. Котят со временем пристроили, а Арсения поселилась за стенами кремля.
«Арсения – кремлёвская девушка и передвигается не только по «Арсеналу», – рассказала руководитель PR-отдела ГЦСИ «Арсенал» Юлия Кальсина. – Например, её часто можно увидеть в здании Законодательного собрания».
Царица Савская любит бывать на репетициях и концертах, встречает посетителей, посещает мастер-классы, лекции в лектории.
«Посетители часто думали, что кошка просто потерялась, и публиковали в соцсетях объявления о поиске хозяев, – рассказала Юлия Кальсина. – Поэтому пару лет назад сделали ей красный ошейник с именем, чтобы все понимали, что это музейная кошка».
В пожарной части в посёлке Ковернино служит уникальный трёхцветный кот. Клички у него самые разные: Рукав, Лафет, Огнетушитель, Тушила, Колян, Константиныч – кому как нравится.
На территорию части он забрёл маленьким больным котёнком в 2022 году. Его отмыли, вылечили, выкормили и оставили на ПМЖ.
Вместе с начальником части Колян совершает обход по территории, проверяет готовность личного состава к дежурству и поднимает боевой дух и настроение пожарных.
Блогокот
Коты и кошки развили такую активность не только в нашем регионе. По всему миру они заводят блоги, путешествуют, рассказывают новости. Кот Мостик стал символом строительства Крымского моста, а теперь работает начальником отдела котоновостей крымского подразделения МИА «Россия сегодня». На официальной странице кота Мостика в «ВКонтакте» 23 тысячи подписчиков.
Ещё один любимец интернета – ростовский кот Федя, который за счёт необычного выражения лица носит звание «вечно удивлённого».
Недавно Федя занял второе место в престижной международной премии «Мой ласковый и нужный зверь» по итогам 2022 года. Номинантами становятся животные, которые совершили достойные поступки. Доходы от рекламы в блоге Феди направляются на благотворительность и помощь местному приюту. Сейчас благодаря удивлённому коту кормятся 50 его сородичей.
Одно из самых популярных сообществ в «ВКонтакте» «Без кота и жизнь не та» всецело посвящено котам и кошкам. Аудитория группы насчитывает 3,2 млн подписчиков. Здесь публикуются забавные фотоподборки, смешные история, анекдоты с участием хвостатых. Нередко героями ленты сообщества становятся домашние питомцы подписчиков.
По данным исследования 2017 года на одном из самых популярных видеохостингов было размещено более 2 млн видео с котиками, которые пользователи посмотрели 26 млрд раз! В среднем каждое видео набрало по 12 тысяч просмотров, и это больше, чем средние показатели по любым другим видео.
Всенародная любовь
Неудивительно, что кошки и коты становятся постоянными героями рекламы. Маркетологи быстро смекнули, кому отдана народная любовь.
Так, к примеру, бренд «Вивьен Сабо» снял рекламный ролик туши, в котором кошки собирают хозяйку на свидание. Идея в том, чтобы показать, что продуктом бренда могут легко пользоваться даже те, «у кого лапки». Как объяснили авторы ролика, коты и кошки близки многим поколениям – от совсем юных до женщин средних лет.
«Вспомним множество молодёжных мемов с котами и расхожий образ женщины среднего возраста, которая «замужем» за своими кошками», – пояснила диджитал-директор Vivienne Sabo Ирина Краснокутская.
В январе этого года МТС запустила рекламную кампанию в поддержку услуги по защите от спам-звонков «Защитник». В образе защитника предстал гигантский рыжий QR-кот. По мнению представителей компании, он лучше всего передаёт атмосферу заботы и безмятежности, чем любые звёзды.
А в Москве достижения столицы в развитии инфраструктуры и благоустройства за 2022 год представляет чёрный кот Бублик. Он – главный герой проекта «Мрр вашему дому», в котором рассказывается о городских трендах в формате коротких видео.
«Лицом кампании выбрали Бублика, поскольку котиков любят все. За счёт тёплых ассоциаций он сильно запомнился нашим зрителям», – отмечал креативный продюсер «Москва Медиа» Сергей Карманов.
Так почему же именно кошки завоевали наши сердца?
«В отличие от других животных, которых приручил человек, кошки приручили людей. Одно из объяснений состоит в том, что кошки способны выделять особый феромон, особое вещество, которое, воздействуя на мозг млекопетающего, понижает уровень тревожности и пробуждает сочувствие, – рассказал социолог Александр Прудник. – У самих кошек это был эволюционный механизм, который использовался для охоты. Таким образом кошки блокировали чувство страха у добычи – мышей. А затем этот механизм сработал и на людях. В результате кошки не просто приручили нас, но и заставили нас им служить».
Есть свои объяснения у психологов.
«Мы отдаëм предпочтение кошкам по разным причинам, – говорит психолог Евгения Мальцева. – Во‑первых, нас одновременно восхищает и забавляет их независимость и свободолюбие. Если собаки любят безусловно, то любовь кошки нужно заслужить. Она не просто друг человека, она партнёр. Во‑вторых, кошки очень тактильные животные: их можно гладить, засыпать с ними. В‑третьих, они напоминают плюшевую игрушку, отчего нас накрывает волной умиления. Наконец, с кошкой элементарно проще современному вечно занятому человеку – с ней, в отличие от собаки, не нужно гулять».
Так что популярность кошачьих вряд ли пойдёт на спад.