Почему подростки так безжалостны по отношению к сверстникам
Газета "Новое дело" №8 от 03.03.2022
Подписка на газетуЖителей области всколыхнуло новое видео в интернете — девочка-подросток в Балахне избила свою сверстницу ногами на глазах у толпы. Предположительно, эти девочки – одноклассницы, одна из которых – изгой, а вторая – лидер. Подобные ситуации происходят в каждой школе – одни травят более слабых одноклассников, другие сами подвергаются травле, третьи просто наблюдают. Тема подростковой жестокости не утихает – вспомнить хотя бы легендарную повесть «Чучело». В чём причина этой жестокости и можно ли её обуздать? Мы попытались в этом разобраться.
Засняли на камеру
На разлетевшемся по сетям видео отчётливо видно, как девочка жестоко избивает ровесницу, которая стоит на коленях. Жертва периодически падает в грязь, но покорно встаёт и ждёт следующего удара. Никто из людей вокруг не вмешивается и не пытается остановить избиение.
Нижегородцев увиденное шокировало.
«Это же психопатка! Где психологи?», «Родители, кого вы воспитали? Зверя? О чём я говорю, скорее всего, вообще не занимались воспитанием», – недоумевали одни.
«Откуда в этой девочке в таком возрасте столько жестокости?» – вторили другие.
По мнению замгубернатора области Давида Мелик-Гусейнова, жестокость – это порождение злого ума и трусливого сердца.
«Казалось бы, как это может быть среди детей. Поверьте, может. Дети более естественно проявляют себя. И если вовремя не вмешаться, это заканчивается плохо», – прокомментировал он увиденное в сети.
Министр рассказал, что буквально за день до публикации видео к нему обратилась нижегородка, жаловавшаяся, что её сына травят в школе. Из-за стресса у него даже начались проблемы со здоровьем.
– Хороший по успеваемости и добрый по натуре подросток стал жертвой жестокости и трусости своих одноклассников, – рассказал Давид Мелик-Гусейнов. – Но самое неприятное в этой истории, что бездействуют взрослые. Педагоги, психолог, директор, родительский комитет… С мамой ребёнок не говорит о своей проблеме, боится, что сделает больно – он считает себя мужчиной.
И таких историй много – почти в каждом классе есть свои изгой, агрессоры и наблюдатели. И зачастую вмешательство взрослых не помогает или делает ситуацию ещё хуже.
– Я ушла из своей школы и перешла в другую в 7‑м классе, – поделилась Екатерина, которая сейчас учится в университете. – Было невероятно сложно. Я была отличницей, и меня за это не любили. Мне могло прилететь портфелем по голове и так далее. Я жаловалась маме, она – учителям, они ругали ребят, а потом всё повторялось, меня же считали ябедой. В итоге я просто ушла.
Как правило, изгоями среди сверстников становятся ребята, которые чем-то отличаются от других.
– Как это ни парадоксально, но изгоем может стать любой, – рассказала психолог-психотерапевт Наталья Положенская. – И с особенностями внешности, потому что не такой, как все. И очень красивый, потому что злит его красота. Чаще всего это дети, которые чем-то отличаются от других: внешность, одежда, особенности общения и взаимодействия с одноклассниками. Например, очень стеснительные, те, которым трудно отстаивать свои границы, замкнутые, напряжённые, виноватящиеся. Дети с особенностями развития (к сожалению), дети из экономически неблагополучных семей, дети с синдромом жертвы и т.д.
Ах ты «Чучело»
Именно подростки отличаются жестокостью по отношению друг к другу.
– Подростковый возраст – сложный, он кризисный и для самого ребёнка, и для семьи, – объяснила психолог. – Происходит гормональная перестройка, формируется префронтальная кора головного мозга, отвечающая за принятие взвешенных решений и когнитивный контроль. Наиболее активна лимбическая система, связанная с эмоциями. Подросткам сложно контролировать чувства и переживания, они остро реагируют на критику и могут воспринимать мир как чёрное или белое. Это влияет на поведение и внешние проявления, на отношения в социуме. В итоге, по словам эксперта, повышенная чувствительность может проявляться в виде как жестокости, так и повышенной тревожности, сострадании и пр.
– В этом возрасте могут проявляться и какие-то расстройства или дисфункции, так как гормональные, биологические и психические изменения способны провоцировать демонстративное поведение, склонность к жестокости и т.д., – объясняет психолог.
И, конечно же, агрессия в поведении детей – это отражение их отношений с родителями.
– Мы всегда говорим о важности отношений внутри семьи, – рассказывает Наталья Положенская. – Кризис в общении так или иначе будет. А вот перерастут ли переживания подростка в жестокие поступки – зависит от того, насколько спокойно у него в семье. Какие были и есть отношения с родителями. Какое воспитание, какие ценности привиты. Чаще дети из дисфункциональных семей ведут себя агрессивно и жестоко. Там много причин: насилие, возможные зависимости, жестокость по отношению к ребёнку, отсутствие тёплых отношений. Но и в условно обычной семье могут вырастать дети, которые ведут себя демонстративно. Это может быть связано с отсутствием диалога, гипо- или гиперопекой. Дети не бывает злыми «просто так», как сказочные злодеи, и у их жестокости всегда есть глубинные причины.
– Детская и подростковая жестокость – это выплеск боли и неразрешённых конфликтов наружу (если речь не идёт о специфических расстройствах), – рассказала психолог. – Это всегда попытка показать свою значимость и власть за счёт унижения другого, так как других способов продемонстрировать свою важность пока нет. И это почти всегда про отсутствие понимания внутри семьи.
Взрослое вмешательство
Порой самое страшное в травле – это равнодушие со стороны взрослых и сверстников, которые не мешают унижениям. На плечи родителей и учителей ложится непростая задача – понять, что происходит с ребёнком, является он изгоем в коллективе или, наоборот, агрессором.
– Трудность в том, чтобы следить за ребёнком, разговаривать с ним, наблюдать за его поведением в среде сверстников, – объяснила Наталья Положенская. – Это требует внимательности и времени. Школы перестали выполнять воспитательную функцию, психологи, по большей части, работают там на уровне проведения тестов и заполнения опросников. А с детьми нужно быть в контакте, чтобы видеть, что что-то происходит.
Многие из тех, кто пережил буллинг в школе, признавались – зачастую учителя просто игнорировали травлю или потакали ей.
– Наша классная не обращала внимания на драки, пока не приходила моя мама, – делится Екатерина. – Может, думала, что неприязнь «сама пройдёт» или не хотела заниматься этим. Если бы в школе кто-то из взрослых реагировал иначе, всё изменилось бы.
Но порой даже взрослые, которые хотят помочь, не могут понять, как вести себя, чтобы не усугубить ситуацию.
– Не хочу говорить обо всех учителях, но многие не обращают внимания на психологический климат в классе, – говорит Наталья Положенская. – Или делают вид, что не обращают. Потому что чувствуют бессилие. Важно понимать, что тут не сработает просто разговор на тему «как нельзя поступать и как важно быть добрым». Учителям нужно внимательно следить за состоянием детей, за отношениями и микрогруппами, которые складываются в коллективе. И, если возникает опасная ситуация, обращаться к психологу, к специалисту, приглашать родителей и вместе вырабатывать стратегию поведения. Работать и с жертвой агрессии, и с инициатором, и с наблюдателями.
Помочь остановить травлю может бережное и внимательное отношение ко всем ребятам – не стоит пускать школьные конфликты на самотёк. Иначе они могут закончиться самым плачевным образом как для жертвы, так и для обидчика и даже для наблюдателей.
…Мама избитой девочки уже написала заявление в полицию, а Следственный комитет, прокуратура и МВД организовали проверку. Сама юная садистка своей вины не признаёт и в содеянном не раскаивается.
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что замдиректора школы в Нижнем Новгороде пойдет под суд из-за смерти школьника.
Стали свидетелем происшествия, знаете участников события?
Сообщите об этом в редакцию "Нижегородской правды" по телефону (831) 233-94-53 или отправьте сообщение на почту news@pravda-nn.ru