Почему Россия хочет отказаться от Болонской системы
Газета "Новое дело" №20 от 26.05.2022
Подписка на газетуМинистерство науки и высшего образования России высказалось о намерении выйти из Болонской системы образования. «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики», – заявил по этому поводу глава ведомства Валерий Фальков.
Ещё ранее с аналогичным предложением выступил секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. По его словам, сегодня, в условиях новой холодной войны, российских студентов и преподавателей фактически выдавливают из западной научно-образовательной сферы. Поэтому Патрушев призвал вернуться к советскому опыту подготовки кадров.
Надо сказать, что ведущие специалисты страны всегда были категорически против введения Болонской системы, которая в России была внедрена в 2003 году. А сама история вопроса такова – в июне 1999 года министры образования 29 государств Европы собрались в итальянском городе Болонья, где подписали декларацию «Зона европейского высшего образования». Европейские страны тем самым решили подтянуть до нужного им уровня образование детей мигрантов, которые прибыли в Евросоюз из государств третьего мира: отучившись четыре года и став бакалаврами, они получали необходимый минимум знаний для высшего образования. Таким образом, за 10 лет после введения Болонской системы число людей с высшим образованием в Европе увеличилось с 15 до 65 процентов.
Нужна ли была эта система России, с её качественным и массовым высшим образованием (до 60% населения), доставшимся от Советского Союза?
Очевидно, что нет! Однако наша страна всё равно ратифицировала Болонскую европейскую декларацию: в наших вузах ввели бакалавриат (первые три-четыре года обучения) и магистратуру (последующие два года). Якобы это должно привести российское высшее образование к лучшим европейским стандартам. А ещё нам обещали интеграцию в мировую систему образования – по словам одного из лоббистов Болонской системы, «унифицированные стандарты учебного процесса позволят получить степень бакалавра в России, а магистратуру окончить, например, в Европе».
Однако по факту эти ожидания так и не оправдались. Возможность учиться в «лучших европейских вузах» получили буквально единицы (главным образом дети богатых родителей). Так же дело обстоит и с российской магистратурой, фактически полностью платной и потому недоступной для большинства студентов. А вот качество образования большинства выпускников-бакалавров упало до критических отметок. Депутат Государственной Думы и известный публицист Анатолий Вассерман как-то метко заметил, что у Болонской системы есть один очень серьёзный недостаток: «она, говоря языком афоризмов, ставит телегу впереди лошади. То есть три-четыре года (бакалавриат) будущему специалисту преподают некие практические компетенции без серьёзной теоретической основы, и только в магистратуре углублённо изучают теорию. Должно же быть, по логике, наоборот».
Потому в итоге получили то, что получили. К примеру, 10 лет назад «Международная организация экономического сотрудничества и развития» протестировала студентов и школьников из 41 страны мира на знание математики. Результаты для нашей страны, когда-то одной из ведущих мировых держав в знании точных наук, оказались плачевными. Мы заняли позорное 36‑е место, оказавшись где-то между Турцией и Индонезией. Не знаю, как дела обстоят сегодня, но мы, в отличие от советских времён, точно не входим в число стран мира с наилучшим высшим образованием…
Кроме того, за четыре года просто невозможно подготовить полноценного специалиста. «Бакалавра справедливо воспринимают как недоучку», – говорил в интервью газете «Новое дело» ещё в 2007 году ныне покойный реактор Нижегородского политеха Владимир Петрович Кириенко. Такого же мнения придерживался и ректор МГУ Виктор Садовничий, который в 2016 году высказал мнение, что российским высшим учебным заведениям стоит отказаться от Болонской системы, а само её введение назвал ошибкой – по его словам, необходимо вернуться к дореформенному пяти-шестилетнему обучению…
Однако этих людей долго никто не хотел слышать. Потому что нашу систему образования долго курировали люди вроде недоброй памяти министра Андрея Фурсенко, который, собственно, и инициировал введение и Болонской системы в вузах, и Единый государственный экзамен в школах (ЕГЭ), прозванный в народе «угадайкой» – за то, что выпускники школ на экзамене должны не думать, а только угадывать правильный ответ. Когда Фурсенко спросили, зачем надо было разрушать прежнюю советскую систему, он цинично ответил, что прежняя система образования была «плоха» тем, что растила творчески развитых людей, а сейчас, мол, следует растить неких «квалифицированных потребителей»…
…Увы, понадобилась специальная военная операция на Украине и максимальный разрыв с Западом, чтобы Кремль, наконец, обратил внимание на изъяны реформ Фурсенко. Очень надеюсь, что следующим шагом станет избавление школ от ЕГЭ – потому что «угадайка» составляет с Болонской системой одно негативное целое, весьма разрушительное для всего нашего образования…
Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"