Почему Виктор Цой очень редко влюблялся
Сергей Соловьёв поначалу даже не хотел снимать Виктора Цоя в своей «Ассе». Режиссёр забраковал его за азиатский разрез глаз. Масштаб популярности Цоя Соловьёв наглядно оценил во время съёмок финальной сцены, для которой в качестве массовки пришли поклонники Цоя. 12-тысячная толпа заполнила всю площадь и вместе с Цоем скандировала его песню. Как питерскому резчику по дереву удалось стать властителем дум целого поколения?
По жизни маршем
Родители Цоя видели сына успешным художником. Тем более что он без особого труда поступил в престижное Суриковское училище. Однако репетиции в его первой рок-группе – «Палата № 6» увлекали будущего рок-кумира куда больше. Настолько, что в итоге он был отчислен из училища за неуспеваемость.
Продолжать образование пришлось в ПТУ на специальности «резчик по дереву». Но большую часть времени юный Цой проводил на квартире у Андрея «Свина» Панова, где репетировала его группа «Автоматические удовлетворители». Цой даже несколько раз играл вместе с ними.
Первую собственную песню «Мои друзья всегда идут по жизни маршем!» Цой спел на дне рождения звукорежиссёра Андрея Тропило в ленинградском ресторане «Бриг». Один, под простенькую гитару. Успех был впечатляющий. С лёгкой руки, присутствовавшего на концерте Артемия Троицкого, Цоя с Рыбиным начали приглашать на квартирники даже в Москву.
А потом была судьбоносная встреча в электричке с Борисом Гребенщиковым, который предложил ему записать альбом. Он сам же его спродюсировал, помог с первым концертом, по мнению многих, тем самым открыв Цоя широкой публике. Однако сам БГ частенько это отрицал.
«Это неправда, что я открыл Витьку широкой публике. Его не надо было открывать – он существовал сам по себе. К тому времени, когда мы с ним случайно встретились, он уже был состоявшимся музыкантом. Он – абсолютный гений простоты, ясности и искренности. Так, как он, в России никто не писал», – вспоминал позже Гребенщиков.
По словам лидера «Аквариума», он тогда предсказал Цою: «Мы отодвинемся в тень, а вы будете главной группой России». Цой в ответ лишь посмеялся.
Но песни из альбомов группы «Кино» «46» и «Начальник Камчатки» мгновенно ушли в народ. А фурор на втором фестивале ленинградского рок-клуба лишь укрепил успех.
К моменту съёмок в «Ассе» в 1996 году Цой уже был полноценной звездой. А вышедший год спустя фильм «Игла» окончательно укрепил его в рейтинге рок-кумира.
Песня «Группа крови», звучавшая на титрах картины, потом легла в основу нового альбома, с которого в стране началась настоящая «киномания». Их хиты распевала вся страна, полные стадионы зрителей, толпы поклонников.
Некоторые считали, что столь стремительному взлёту команда во многом была обязана Юрию Айзеншпису, который стал продюсером «Кино». Он организовывал концерты, договаривался об эфирах на телевидении. По мнению многих, именно он и вывел «Кино» на профессиональную тропу. Злые языки, правда, судачили, что эта тропа оказалась конвейером. И Цою было не по душе, что «Кино» превращается хоть и в успешный, но коммерческий проект, а концерты и гастроли ставятся на поток.
И если бы не роковая авария ещё неизвестно, как долго бы продлилось сотрудничество Айзеншписа с его свободолюбивым подопечным. Говорили, что эта непереносимость любого давления в своё время повлияла и на семейную жизнь рок-кумира.
Музыка волн
Вообще Цой всегда пользовался популярностью у слабого пола. «Он был обаятелен, хорошо сложён, молчаливость добавляла его решённому в чёрных тонах образу известную толику романтической загадочности, ну а когда он брал в руки гитару и начинал петь, его и вовсе окутывало облако какого-то запредельного очарования», – вспоминал один из его друзей Павел Крусанов.
Однако большим количеством романов Цой никогда не отличался.
Его первое серьёзное увлечение случилось ещё во время учёбы в ПТУ. Избранницу будущей звезды звали Ольгой, ей было 16, и она училась на курс младше. Они бродили ночами по питерским улицам, болтали, целовались. Некоторые исследователи считают, что строки знаменитой песни «Восьмиклассница» – «Пустынной улицей вдвоём с тобой куда-то мы идём, и я курю, а ты конфетки ешь» – посвящена именно ей. Потом Ольгу отчислили за неуспеваемость, и она уехала к себе в Ставрополь. Там у неё родился сын, которого она назвала Виктором. Однако был ли Цой его отцом, никто сказать не может.
Судачили о его романе с женой Майка Науменко – эта история воплощена в фильме «Лето». Однако многие друзья Цоя уверяют, что ничего подобного не было.
Художница и заведующая постановочной частью цирка Марьяна Ковалёва была подругой Игоря Гудкова «Панкера». Но это не помешало ей оставить Цою, с которым судьба свела их в квартире общего приятеля, свой номер телефона. Причём, как рассказывают очевидцы, Марьяна написала его чуть ли не на лбу лежащего в этот момент на полу Виктора Цоя.
Он позвонил на следующий день. Через полгода они вместе сняли комнату в питерской коммуналке, а спустя два года решили пожениться.
Говорят, что Цой немного комплексовал из-за того, что Марьяна, которая была старше на четыре года, зарабатывала больше него. Но её саму это не смущало. Она твёрдо верила в успех «Кино» и всячески старалась этому содействовать – занималась организацией первых концертов и гастролей, была гримёром, визажистом и костюмером. Во многом своим образом Цой, да и вся группа в целом обязаны были именно Марьяне.
Именно ей, как уверяют некоторые, и были посвящены знаменитые песни «Когда твоя девушка больна» и «Музыка волн».
В 1985‑м у них родился сын Саша. Но отношения к этому времени уже стремительно катились под гору.
Некоторые друзья объясняют это тем, что не переносившему давление Цою оказалось не под силу смириться с волевым доминирующим характером жены.
«Он был тонко организованным, очень ранимым человеком. Марианна – совсем другая. Боксёрка. Такой человек, может быть, и нужен был Вите в профессиональном плане», – вспоминала мама Виктора Цоя.
В личной жизни же, судя по всему, ему уже была нужна другая женщина – понимающая и поддерживающая, но не пытающаяся им управлять.
Нам с тобой
С Натальей Разлоговой они познакомились на съёмках «Ассы». Наталья, работавшая журналисткой и переводчицей, в группе оказалась больше из любопытства – чтобы посмотреть, как снимается настоящее кино.
«Мы были из совершенно разных миров, и никаких причин продолжать общение у нас вроде бы и не было», – вспоминала позже сама Наталья.
Она была старше на пять лет, замужем и растила сына. Но это не помешало Цою влюбиться наотмашь.
После съёмок он вернулся в Ленинград, а Наталья осталась в Ялте. Однако Цой раздобыл номер её телефона в гостинице, позвонил и сказал, что хочет её увидеть. С тех пор стал названивать регулярно.
«Даже от звука её голоса я чувствовал себя счастливым», – с глуповатой улыбкой признавался он мне», – писала в своей книге американская подруга Цоя Джоанна Стингрей.
По её словам, рядом с Натальей он действительно изменился – стал свободнее, увереннее.
Марьяне он сразу же объявил, что влюбился. «Конечно, я не могла делить Цоя с другой женщиной. «Ладно, – говорю, – тогда собирай чемоданы», – делилась она.
Расставались они тихо, без скандалов.
Цой съехал с их общей квартиры, жил по друзьям и постоянно мотался к Наталье в Москву. Она познакомила его с мамой и сыном. Он её – с Марьяной и Сашей.
Развод они так и не оформили. По одной версии, не успели, по другой – она была против.
В июне 1990-го Цой и «Кино» отыграли грандиозный концерт в переполненных «Лужниках», а потом разъехались в отпуск.
Вместе с пятилетним Сашей и Натальей Цой отправился отдыхать на берег Рижского залива.
Ранним утром синий «Москвич», в котором возвращался с рыбалки Виктор Цой, вылетел на встречную полосу и столкнулся с «Икарусом»…
Он ушёл на пике – романтик и бунтарь, звучавший на одной волне с миллионами совершенно разных людей. Последний герой, который останется с нами.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, за что Юрий Шевчук дрался с Цоем и Киркоровым.