Популярные маркетплейсы предупредили о возможном росте цен
Газета "Новое дело" №49 от 14.12.23
Подписка на газетуДля нижегородских покупателей наступили непростые времена. Любителям шопинга придётся потуже затянуть пояса, поскольку цены в популярных маркетплейсах могут уже совсем скоро вырасти. Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет» и AliExpress предупредили о возможном росте цен. Виной всему новый законопроект об интернет-площадках.
Дальняя полка
Нижегородка Ольга Сокова покупает товары на интернет-площадках уже около пяти лет.
«Не помню, когда я последний раз была в торговых центрах, – делится жительница Нижегородского района. – Раньше я очень любила шопиться, была чуть ли не первой покупательницей на открытии в «Меге» и в других торговых центрах. Тем более в центре Нижнего Новгорода торговых центров много. Но в последние годы переключилась на интернет-магазины. Никуда ездить не надо, выбрал товары, нажал на кнопку – и готово».
Любителей онлайн-шопинга привлекает и возможность отслеживать цену товара, дожидаясь наиболее привлекательной. К тому же покупки в интернете нередко оказываются дешевле аналогов, продающихся в магазинах.
«Развёлся с женой и начал готовить, – делится житель Сормовского района Дмитрий Тимофеев. – Раньше думал, что в интернет-магазинах можно только носки с футболками заказать. Сейчас заказываю всё – молочку, макароны, мясную продукцию. Очень удобно: если в тех же супермаркетах я на цены не смотрю, то тут можно сравнить. Выбрать товары по акции и заказывать в разных магазинах».
Однако теперь для нижегородских шопоголиков могут наступить непростые времена. Всё дело в новом законопроекте, который группа депутатов внесла в Госдуму.
Раз, продажа
Новшества затронут без исключения всех покупателей Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркета» и различных других онлайн-магазинов, пользующихся широкой популярностью среди жителей страны.
Суть сводится к тому, чтобы ввести дополнительные требования и стандарты, которые должны соблюдаться всеми маркетплейсами.
«Новый закон предполагает фиксацию некоторых прав и обязанностей покупателей и продавцов, которые сейчас исполняются далеко не всегда или исполняются, но не в полном объёме так, как это должно быть, – поделились в пресс-службе Госдумы. – По сути, новый закон установит для онлайн-магазинов ответственность, которую они обязаны нести при продаже товаров и оказании различных услуг».
Законопроект юридически закрепляет понятие «маркетплейс», вводит ответственность за достоверность информации, ограничивает изменение договоров оферты одним разом в год, усложняет блокировку недобросовестных партнёров, запрещает продажу товаров под собственным брендом площадкам с оборотом более 150 млрд рублей в год и так далее.
Главное опасение у маркетплейсов и их партнёров вызывает запрет на изменение условий договора чаще раза в год, запрет на продажу товаров под собственными брендами маркетплейсов и запрет блокировки личных кабинетов недобросовестных продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов.
«Помимо роста цен, законопроект может спровоцировать рост числа контрафактных товаров, а также затормозить запуск новых сервисов, – предупреждает замдиректора по взаимодействию с госорганами сервисов электронной коммерции «Яндекса» Татьяна Чибезова. – Мы запускаем много логистических решений, быструю доставку, склады – это отражается в оферте. Мы не сможем это делать, если нас обяжут вносить изменения в оферту один раз в год».
В таком случае компании или придётся работать в убыток, поскольку внести изменения в ранее заключённый и действующий договор она не сможет, или закладывать в цену абсолютно каждого продаваемого товара риски на один год вперёд.
«Ни один бизнес не может работать, зафиксировав цены раз в год, – уверен заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев. – Мы все знаем, к чему приводит, когда директивно ограничиваются цены и вводятся запреты их менять. Первая реакция всех маркетплейсов будет заложить завышенные тарифы сразу на год».
Запрет на продажи собственных товарных марок, по мнению экспертов, также может спровоцировать рост цен.
В итоге, по подсчётам экспертов, стоимость товаров на маркетплейсах может вырасти на 20% и более.
«Новый законопроект прежде всего отразится на покупателях, – считает представитель Ассоциации защиты прав потребителей Дмитрий Гарнов. – Продавцы и владельцы пунктов заказов будут вынуждены поднимать цены, а значит, это скажется на конечной стоимости товаров. А запрет штрафовать недобросовестных продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов, а также блокировать их личные кабинеты приведёт к тому, что на рынке появится много контрафакта, фальсификата и небезопасной продукции».
По словам специалиста, в идеале законопроект требует доработки.
Как сообщили представители Минпромторга, правительство ещё не сформировало свою позицию по законопроекту.
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что ёлочные игрушки, коньки и санки подорожали до 40% в России за год.