Премьера спектакля «Пиковая дама. Балет» состоялась в Нижнем Новгороде
Газета "Нижегородская правда" №38 от 03.07.24
Подписка на газетуТакой «Пиковой дамы» в Нижнем точно ещё не видели. Даже искушённый зритель будет удивлён тем, что происходит на сцене. И удивлён приятно. Спектакль посвящён 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Хрестоматийная история в новой постановке заиграла неожиданными гранями, а музыка загадывает загадки, разгадать которые без труда смогут настоящие ценители музыки.
Музыкальные загадки
С одной стороны, авторы спектакля следуют за текстом Пушкина, а с другой – предлагают зрителям увидеть эту историю от лица Германна, от чего меняется очень многое. И сделано это изящно и очень выверено музыкально и танцевально.
«Мы немного по-другому расставили акценты в произведении. У нас есть те же эпизоды, что и у Пушкина, но внутри них персонажи меняются. Те люди, которые вели сцену, иногда уходят на второй план», – объяснил, представляя спектакль, хореограф-постановщик Максим Петров.
Режиссёр спектакля Антон Морозов, для которого эта работа стала дебютом в балетном театре, отметил, что для него было важно найти органичный и логичный переход текста в танец.
«Для меня было важно, чтобы это не было отдельными номерами и сценами, а получилось цельное полотно, чтобы внутри спектакля появилась перспектива. Мне кажется, за счёт взаимосвязи хореографии и музыки, пространства и движения, интересных мизансцен, драматургических ходов у нас это получилось», – поделился режиссёр.
А автор музыки Юрий Красавин признался, что задачей этого балета было «снять с Пушкина романтический и готический налёт». Его музыка полна отсылок к самым известным музыкальным произведениям. То к «Ревизской сказке» Альфреда Шнитке, то к Свиридову и Прокофьеву, и это наполняет балет оттенками смыслов, позволяя глубже раскрыть образы героев. Это игра в игре, музыкальная загадка, которую каждый зритель разгадывает, используя свой музыкальный багаж. Музыка очаровывает как знатоков, так и просто любителей балета. В итоге получилось очень цельное, яркое и идеально сотканное музыкальное полотно, радующее своими оттенками.
Погружение в эпоху
Образ Петербурга, который в спектакле играет важную роль, создали знаменитые театральные художники Альона Пикалова и Татьяна Ногинова. Почти монохромный минимализм Альона оттенила деталями – от изящных карточных столов и венских стульев до гигантской люстры, которая становится практически героем действия. А исписанный полустёртыми меловыми формулами аванзанавес дополняет загадочность происходящего. Словно эти формулы выписывала в блокноте рука Германна в тщетной попытке найти мистическую формулу безусловного выигрыша. Есть тут и мрачный питерский гранит, и скромная комнатка Германна, и роскошный золотой будуар графини, наполненный золотом и светом, к которым так стремится герой.
Очень эффектно смотрятся костюмы, созданные Татьяной Ногиновой с максимальной для балета долей историчности. Мундиры, платья пушкинской поры, капоры, треугольник, плащи – всё это создаёт эффект погружения в эпоху. Историчные по силуэту, но воздушные и полупрозрачные одежды XIX столетия контрастируют с основательными чёрно-золотыми фижмами, камзолами и башмаками версальских царедворцев. Это два мира, объединённые образом графини – то немощной старухи в каталке, то дьявольски соблазнительной красавицы, перед которой никто не может устоять. Очень эффектным получился момент знаменитых трёх карт. Сверкающие стразами хрупкие «тройка», «семёрка» и сама Графиня в роли «Пиковой дамы» просто обольстительны.
Магия танца
Хореографом спектакля стал лауреат «Золотой маски» Максим Петров – художественный руководитель балета екатеринбургского театра «Урал Опера Балет». И он показал нижегородскому зрителю очень неожиданный балет. Партию Графини в нём исполнила прима-балерина Большого театра Мария Александрова, очень точно чувствующая свою героиню.
«Она – вымысел композитора, хореографа и режиссёра. Она соткана из их музыки, движений, мыслей. И я – воплощение каждого из них. Эта партия очень интересна для меня с точки зрения исполнения. Это очень глубокий женский архетип: инфернальный, мстительный, коварный и в то же время манящий», – призналась балерина.
Свою партию она исполняет на очень высоком уровне мастерства, мгновенно переходя из образа старухи в образ роковой красавицы. И всё это щедро приправлено огромной долей юмора и сатиры. Вот Графиню возят в каталке, и голова её трясется от старости, классическая сцена переодевания полна сарказма, до глубины души поражает сцена смерти старухи, и тут же поражаешься её красоте и изяществу в рассказе о тайнах молодости и сцене соблазнения Германна!
Противостоит ей Лиза (Маюка Сато), но её партия гораздо скромнее, хотя и выполнена очень точно и вдохновенно.
А Германн – Максим Просянников – вызывает ассоциации с героями Достоевского. Его мятущееся безумие, озаряемое то надеждой, то восторгом, исполнено великолепно и опять же с огромной долей юмора.
Ещё одним необычным для балета достоинством этого спектакля стала пантомима. Благодаря этому приёму артисты очень точно рассказывают истории своих героев. А пара воскликов и вовсе удивляет, но в то же время не кажется инородной.
Особого внимания в спектакле заслуживает необычный свет, созданный Константином Бинкиным. Подсвеченные снизу герои отбрасывают огромные тени, и этот балет теней создаёт мистический ореол и приводит к мысли о тех демонах, что терзают душу героя и толкают его на безрассудства.
В итоге получился очень необычный и красивый балет. А уж насколько в нём читается знаменитое пушкинское произведение, покажет время.
16+