Премьеру по пьесе Льва Толстого «Живой труп» представили в Нижнем Новгороде
Газета "Нижегородская правда" №3 от 15.01.25
Подписка на газетуИсторию о том, как можно уйти от проблем и дать жене возможность начать новую жизнь с достойным мужем, инсценировав свою смерть, Толстой списал с громкого бракоразводного процесса. Но чем-то важным её не считал и оставил пьесу «Живой труп» на стадии черновика. Опубликовали её только после смерти писателя. И пьеса сразу же стала невероятно популярной. Одних только немых фильмов в разных странах по ней вышло более десятка, с успехом ставили её и в театрах, в том числе в Нижнем Новгороде. И вот она снова вернулась.
Возвращение
На сцене Нижегородского театра драмы первая постановка пьесы состоялась в октябре 1911 года, в год её публикации. В январе 1949‑го она вернулась в трактовке главного режиссёра театра, народного артиста СССР Николая Покровского. И вот через 75 лет зрители вновь встретились с героями Льва Толстого и… с ним самим в постановке под названием «Живой» (16+).
Режиссёр Наталья Ковалёва дополнила пьесу отрывками из дневников и писем писателя, и перед зрителями разворачивается сразу две истории – Фёдора Протасова, его жены Лизы, влюблённого в неё Каренина (Николай Смирнов, Марина Львова и Александр Горбунов) и самого Толстого и его жены Софьи Андреевны. И если сначала история любовного многоугольника толстовских героев выходит на первый план, то потом их затмевает линия семьи писателя.
Семейные узы
Сергей Блохин и Раида Божко, сыгравшие Толстых, настолько нежно и трепетно отнеслись к своим героям, досконально изучили их дневники, что всё это вылилось в удивительную магию на сцене, когда видишь не артистов, а самого Толстого. И понимаешь, в чём секрет этой уникальной пары, в которой жена была не менее гениальна, чем муж.
«Я не раз играл исторические роли, но такой у меня ещё не было, – признался Сергей Блохин. – Это новый шаг и новый поступок. Очень интересная и тяжёлая работа. В дневниках Толстого я увидел фразу: чтобы хорошо жить в этом мире, надо понимать его нереальность… Надо понять, что мир этот нереален. Как писал Толстой, «я могу жить временами для Бога и думать только о своей душе, а могу жить для этой жизни и отдаваться своим стремлениям. Но соединить и то и другое я не могу».
Режиссёру и актёрам удалось совместить это несовместимое. И поэтому, слушая монолог Софьи Андреевны о любви к мужу, невозможно остаться равнодушным. В нескольких словах актриса открывает то, что обычно остаётся за страницами книг: невероятную любовь, которая, несмотря на беды, обиды и горести, до последних дней связывала Толстых. Глядя на эту пару, понимаешь, что и история Протасова не так проста, как кажется на первый взгляд.
Ушёл в тину
Перед зрителями он предстаёт как человек, обуреваемый страстями, но в то же время честный, сильный и способный на поступок. Быть может, из всех героев он – самый живой. И поэтому, и не только, спектакль и назвали «Живой», а не «Живой труп». К тому же финальное, реальное, а не подстроенное самоубийство Протасова в нём так и не показали, дав зрителю возможность додумать эту историю. Сразу понятны и метания героини, которая в глубине души любит своего непутёвого мужа, и растерянность её нового супруга.
Николай Смирнов показал Протасова таким, что ни на минуту не сомневаешься: в нём было то, что как магнит притягивало женщин. И несмотря на все свои несовершенства, он был настоящим человеком – обуреваемым страстями, но честным. Не для себя он подстроил своё утопление в реке – он лишь хотел, чтобы жена его обрела счастье. И когда обман раскрылся, сделал всё, чтобы вывести её из-под удара.
Блестяще сделан эпизод допроса героев – Александр Сучков в роли следователя становится зловещим гением зла. И мистика, что вместе с ним приходит на сцену, пугает и завораживает одновременно. Это спектакль в спектакле, уже третий по счёту. И это триединство делает премьеру одним из самых эффектных спектаклей сезона.