H
H e
S L n s
с

Преступная бездарность: как адмирал Колчак загубил боевой корабль

Преступная бездарность: как адмирал Колчак загубил боевой корабль

Фото: ok.ru/Исторический клуб

Линкор был настоящей морской крепостью

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Эта история привлекла моё внимание ещё в далёком детстве, когда читал приключенческую повесть Анатолия Рыбакова «Кортик». Главный герой повести, подросток Миша Поляков во время гражданской войны знакомится с красным комиссаром, бывшим матросом Черноморского флота Полевым, который дарит Мише старинный офицерский кортик…

Оказывается, прежний хозяин кортика, офицер-моряк, был застрелен в 1916 году, буквально за несколько минут до взрыва флагмана Черноморского флота линкора «Императрица Мария». А убийцей стал другой офицер, по фамилии Никитский – он очень хотел заполучить этот кортик, с которым была связана какая-то тайна. Но Полевой случайно оказался на месте преступления и в завязавшейся драке сумел забрать кортик.

В общем, охоте за кортиком и тайне, с ним связанной, и посвящена повесть – кому интересно, можно перечитать это безусловно талантливое произведение. Мы же поговорим о гибели линкора «Императрица Мария», с которой и завязывается сам сюжет книги. Вот что говорится об этом в повести:

«И ещё Полевой рассказывал о линкоре «Императрица Мария», на котором он плавал во время мировой войны. Это был огромный корабль, самый мощный броненосец Черноморского флота. Спущенный на воду в июне пятнадцатого года, он в октябре шестнадцатого взорвался на севастопольском рейде, в полумиле от берега.

– Тёмная история, – говорил Полевой. – Не на мине взорвался и не от торпеды, а сам по себе. Первым грохнул пороховой погреб первой башни, а там тысячи три пудов пороха было. Ну, и пошло… Через час корабль уже был под водой…

– Кто же его взорвал? – спрашивал Миша.

Полевой говорил, пожимая широкими плечами:

– Разбирались в этом деле много, да всё без толку, а тут революция… »

Итак, что в реальности случилось в 1916 году на рейде Севастополя?

Взрыв на рассвете

Флагман царского Черноморского флота, линкор «Императрица Мария», названный в честь вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, был настоящей морской крепостью. Он был оснащён 457-мм торпедными аппаратами, двадцатью 130-мм орудиями, а также башнями 305-мм орудий главного калибра. Шла Первая мировая война, и верховное командование русской армии возлагало большие надежды на эту ударную единицу флота – в частности, предполагалось, что линкор предпримет атаку на турецкий Константинополь (Турция, как союзник кайзеровской Германии, тогда была нашим противником).

Однако до похода на Константинополь дело так и не дошло. Рано утром 20 октября 1916 года в носовой части корабля неожиданно раздался сильнейший взрыв. Он был настолько мощным, что буквально смёл большой участок палубы, боевую рубку, мостик и носовую трубу. За первым взрывом последовали ещё… В общем, примерно через час после первого взрыва линкор «Императрица Мария» затонул прямо на рейде. И хотя большей части экипажа удалось спастись, потери всё равно были велики – погибли более 220 моряков из 1200….

По следам трагедии правительство создало Особую следственную комиссию во главе с контр-адмиралом Николаем Яковлевым. После тщательного расследования комиссия пришла к выводу, что главной причиной взрыва стало возгорание артиллерийских снарядов, находившихся в носовом погребе, что потом и привело к серии последующих взрывов. Однако однозначного и чёткого ответа на вопрос, что именно послужило причиной этого возгорания, комиссия так и не дала. Она ограничилась лишь перечислением возможных причин пожара: самовозгорание пороха, халатность экипажа или ремонтных рабочих в обращении с огнём, либо умышленная диверсия.

По словам историков, комиссией были обнаружены многочисленные нарушения устава в деле соблюдения безопасности судна. Оказалось, что на линкоре, вопреки всем требованиям безопасности, имелась вторая связка ключей от погреба, находившаяся почти в свободном доступе. Во время нахождения в Севастопольском порту на корабле постоянно шлялись какие-то посторонние лица, рабочие-ремонтники передвигались по кораблю совершенно свободно, без всякого надзора, караульная служба почти не велась, а офицеры ничего делали для наведения порядка и дисциплины. В таких условиях могло произойти что угодно – и неосторожное нарушение правил пожарной безопасности, и… злой умысел диверсантов!

Кавалер Железного креста

Кстати, герой повести Рыбакова матрос Полевой был убеждён именно в диверсии. По его словам, офицер Никитский убил своего товарища по службе прямо на борту корабля за несколько минут до взрыва – мол, заранее знал про диверсию и потому не боялся последующего расследования (кто будет разбираться с гибелью одного человека на фоне всеобщей катастрофы?).

И ведь герой повести оказался прав. Уже спустя много лет после трагедии, в начале 30‑х годов, советским ОГПУ в городе Николаеве был арестован инженер Виктор Верман, немец по национальности, работавший на Николаевском судостроительном заводе. Он признался, что много лет работал на германскую разведку, ещё с царских времён. Именно он, Верман, вместе с помощниками и организовал диверсию на линкоре в 1916 году, получив за это от своих хозяев Железный крест…

Эти данные подтвердились уже в 1945 году, сразу после Великой Отечественной войны. В занятом нашими войсками немецком городе Кенигсберге советские контрразведчики, разбирая архивы здешнего филиала германской военно-морской разведки, обнаружили любопытные фотографии. На них был запечатлён взрыв на «Императрице Марии». Причём буквально по всем этапам гибели – вот корабль целый на рейде, вот взрывы, вот он горит, вот тонет… Словом, сделать такие снимки могли только те, кто и организовал уничтожение линкора!

А вот главным виновником того, что на корабль смогли пробраться немецкие диверсанты, можно смело назвать командующего Черноморским флотом адмирала Александра Васильевича Колчака – того самого, который позже, в гражданскую войну станет лидером белого движения. Именно из-за его бездарности и недосмотра случилось то, что случилось…

Колчак был не готов к должности командующего Черноморским флотом
Колчак был не готов к должности командующего Черноморским флотом
Фото: www.istockphoto.com

«Человек весьма нервный»

В начале Первой мировой войны капитан 1‑го ранга Колчак провёл успешное минирование Балтийского моря, что принесло ему адмиральские погоны. Кто-то при дворе царя Николая Второго решил, что Колчак способен на большее, и молодого адмирала поставили командовать целым Черноморским флотом. Увы, это оказалось роковой ошибкой – выше командования Минной дивизией Балтийского флота Колчак по своему уровню так и не смог подняться…

Быстро выяснилось, что к новой должности Колчак просто не готов, что при столкновении с трудностями он сильно нервничает и делает при этом очень грубые ошибки. Вот что вспоминал об адмирале комендант крепости Севастополь генерал Фёдор Петрович Рерберг: «В первый же день нашего знакомства на вокзале он мне не понравился: производил впечатление человека весьма нервного, принимавшего позы и жесты не натуральные, а как бы обдуманные, и это производило тяжёлое впечатление…».

Особенно нервно адмирал относился к любым замечаниям по недостаткам флота. Рерберг вспоминает, что среди матросов совершенно безнаказанно велась революционная пропаганда, что боевые корабли, и не только «Императрицу Марию», нередко посещают непонятные штатские лица, что караульная служба ведётся из рук вон плохо. Рерберг как комендант Севастополя предложил навести порядок в портовой зоне, с привлечением местных жандармов. Однако в ответ Колчак устроил форменную истерику и запретил коменданту куда-либо вмешиваться… Увы, даже трагедия «Императрицы Марии» не заставила адмирала изменить своё поведение!

Любопытно, но на вине Колчака в трагедии линкора настаивал и морской министр, адмирал Иван Григорович. После катастрофы он предлагал предать суду группу офицеров корабля, недосмотревших за безопасностью, а также отстранить от командования вице-адмирала Колчака. Правда, суд он советовал отложить до окончания войны, но не вышло – грянула революция.

И ещё. Генерал Рерберг утверждает, что Колчак был связан с теми заговорщиками, которые в феврале 1917 года организовали свержение царя. Он же одним из первых поддержал создание Временного правительства. Не потому ли, что рассчитывал на то, что при новых властях ему уже не придётся отвечать за гибель «Императрицы Марии»? Вопрос…

Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему белогвардейцы были обречены на поражение в гражданской войне.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::