Привели в движение: чем заменят троллейбусы в Нижнем Новгороде
Газета "Новое дело" №17 от 05.05.23
Подписка на газетуСлухи об отмене троллейбусов взволновали нижегородцев этой весной. Некоторые инициативные жители города даже составили обращение к председателю СК России Александру Бастрыкину с просьбой отменить сокращение маршрутов электротранспорта. Мы решили выяснить, насколько обоснованны эти опасения. Какая судьба ждёт троллейбусы в Нижнем Новгороде и чем их планируют заменить?
Остановка по требованиям
Несколько недель назад появились слухи о том что в связи с большой транспортной реформой реализация которой началась в прошлом году, троллейбусы полностью исчезнут из города. Некоторые из обеспокоенных нижегородцев даже записали обращение для председателя СК России Александра Бастрыкина, попросив его взять отменяемые маршруты под защиту.
Но, как выяснилось, речь о ликвидации троллейбусных маршрутов не идёт. Просто теперь на дорогах города троллейбусы будут соседствовать с электробусами.
«На сегодняшний день в городе есть потребность в увеличении протяжённости маршрутной сети, – объяснил директор Центра развития транспортных систем Артём Бафанов. – Это живой организм, который требует постоянного анализа и корректировки. Но троллейбус привязан к контактной сети и не может так быстро реагировать на запросы населения».
Кроме того, проведённый анализ показал, что замена контактной сети троллейбусов в Нижнем Новгороде обойдётся в 7 млрд рублей. И это не считая тяговой подстанции, реконструкции депо и обновления подвижного состава. Таким образом, модернизация троллейбусов могла ударить по бюджету суммой в 12 млрд рублей.
Появление электробусов призвано снизить эти затраты. Правительство РФ уже одобрило заявку региона, согласившись выделить на эти цели субсидию. Софинасирование из федеральной казны составит 96%, а оставшиеся средства вложит региональный бюджет. Деньги пойдут на закупку 113 электробусов и зарядных станций для них. И уже известно, по каким дорогам пойдёт новый транспорт.
Набрали скорость
По словам Артёма Бафанова, 62 электробуса поступят в депо № 1 и будут обслуживать нагорную часть города. Они будут работать на ночной зарядке, и зарядные станции разместятся прямо в депо. За счёт независимости от контактных сетей электробусы смогут доехать до новых микрорайонов в Кузнечихе и Новинках.
«Депо № 3 пополнится 51 электробусом, это Автозаводский и Ленинский районы, – рассказал Бафанов. – Они будут иметь уль трабыструю подзарядку. Часть станций для ночной зарядки будет размещена в парке, а часть – на маршруте».
В депо № 2 Сормовского района будут собраны все те троллейбусы, которые на данный момент не выработали свой срок службы – это 60 единиц. Планируется восстановить движение по маршруту № 8 (улица Дубравная – Московский вокзал).
«Когда-то обсуждениями сопровождался и запуск автобусов на сжиженном топливе, тоже переживания были, как поведёт себя эта технология на дорогах, – вспоминает председатель городской комиссии по транспорту при Гордуме Нижнего Новгорода Станислав Прокопович. – Сейчас же это 80% парка нижегородского автотранспортного предприятия. Нижний Новгород – далеко не первый город, где внедряются электробусы. Это и мировая, и общероссийская тенденция».
Это подтверждают и федеральные эксперты.
«В большинстве городов мира делается ставка на электротранспорт, – заявил директор центра транспортного планирования Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Павел Зюзин. – Закупка больших партий электробусов позволит насытить маршруты комфортабельным подвижным составом, который будет не один год предоставлять нужный пассажирам сервис».
Срок службы электробуса составит 15 лет с учётом замены аккумулятора через 7 лет.
«В отношении электробусов наблюдается комплексный прогресс, – объяснил директор Центра исследований «Умного города» ВШЭ, ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Константин Трофименко. – Это не только опытно-конструкторская инженерная работа по улучшению качества подвижного состава, но и научно-изыскательные труды по изменению размеру батареи, энергоэффективности, её мощности, времени, которое она держит заряд. Все эти параметры кардинальным образом увеличиваются в геометрической прогрессии».
Оценить на себе удобство нового транспорта нижегородцы смогут совсем скоро. 113 электробусов должны поступить в город до конца года. Поэтапно электробусы начнут выходить на дороги – в первую очередь, там где быстрее можно убрать провода контактной сети.