Проблему дефицита водителей автобусов решат на федеральном уровне
Газета "Нижегородская правда" №25 от 27.04.24
Подписка на газетуПолторы тысячи водителей общественного транспорта не хватает Нижегородской области. Кадровый голод в отрасли приводит к простаиванию автобусов. Автобусы есть, но ими просто некому управлять. Пути решения проблемы обсудили на конференции «Транспорт и логистика 2024», которая состоялась на площадке Торгово‑промышленной палаты Нижегородской области.
Не везут
Для качественного транспортного обслуживания в Нижегородской области должно быть 4000 водителей, но не хватает из них 1,5 тысячи. Особенно остро проблема стоит в Нижнем Новгороде.
Часть водителей общественного транспорта переманивают к себе грузоперевозчики.
«Потому что водители, которые работают на общественном транспорте, считают, что грузы возить и поспокойнее, и иногда выгоднее», – констатировал заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Денис Рябинин.
А в ближайшем будущем ситуация с кадровым голодом может только усугубиться.
«Кроме того, средний возраст водителей – 50 лет, – отметил Рябинин. – И мы понимаем, что в перспективе семи лет у нас будут проблемы с перевозками, если сейчас ничего не сделать».
На самом деле уже сегодня делается очень многое. К примеру, зарплате водителей автобусов многие бы позавидовали.
«Начиная с 2022 года с помощью правительства Нижегородской области нам удалось поднять заработную плату водителей с 52,7 тысячи рублей до 75 тысяч, что составляет порядка 65 тысяч рублей на руки. В результате незначительный рост по приходу водительского состава произошёл, но остановился, – рассказал генеральный директор ГПНО «Нижегородпассажиравтотранс» Олег Дрига. – С июня 2023 года путём индексации мы подняли средний заработок до 82 тысяч руб-лей и в текущем году будем снова индексировать заработную плату».
По словам Дениса Рябинина, зарплаты нижегородских водителей общественного транспорта приближаются к зарплатам водителей столицы. Там они получают 500 рублей в час, в Нижнем – близко к 400 рублям за час.
«Приведи друга»
Помимо довольно высоких заработных плат для водителей введено добровольное медицинское страхование, которое даёт возможность обратиться за медпомощью не только в государственные, но и в частные клиники.
В распоряжении водителей «Нижегородпассажиравтотранса» (НПАТ) – корпоративная связь, а также возможность бесплатно получить высшее образование. Транспортное предприятие сотрудничает с «Нижегородским государственным инженерно-экономическим университетом», расположенным в городе Княгинино.
«Также мы подготовили и ввели в эксплуатацию Центр подготовки кадров, – рассказал Олег Дрига. – Первая группа начала заниматься 23 апреля этого года».
Иногородним водителям предоставляется жильё.
«Комфортное место проживания в санатории в Зелёном Городе, – рассказал Дрига. – В то же время у нас есть своё общежитие, где в настоящее время мы проводим ремонт. После того как сдадим его в эксплуатацию, будем предоставлять жильё уже от предприятия».
НПАТ даже запустил акцию «Приведи друга», в рамках которой за каждого нового трудоустроенного сотрудника действующий сотрудник, который его привёл, получает премию. Премируют сотрудников и по итогам победы в конкурсах профессионального мастерства.
«Но несмотря на всё это, проблема водительских кадров остаётся, и она достаточно серьёзная, – отметил гендиректор НПАТ. – За водителя мы боремся, но его физически нет, не хватает».
Новый поворот
На самом деле дефицит водителей общественного транспорта – общероссийская проблема. И сейчас на федеральном уровне разрабатывается проект, призванный её решить.
«Мы рассчитываем, что в рамках проекта будет выделено целевое финансирование, и за кадры будет отвечать уже не Минпросвещения, а Минтранс, который непосредственно заинтересован в том, чтобы принимать водителей, – рассказал Денис Рябинин. – Тогда мы можем получить и финансы, и за счёт мероприятий, которые там предусматриваются, повысить престиж профессии».
В Министерство транспорта РФ от Нижегородской области были направлены предложения, реализация которых поможет привлечь водителей.
« Первое – это снижение оплаты по страховым взносам за водителя с 30% до 10%, – сказал Рябинин. – Это позволит вывести из серой зоны в белую перевозчиков и увеличить заработную плату, не увеличив расходы самой компании. Такая практика была использована в период ковида для пилотов, выплаты по страховым взносам за которых были сокращены до нуля».
Второе – разработка профессионального стандарта водителя общественного транспорта.
«Это позволит создать учебную программу, – пояснил Рябинин. – Мы проговаривали это с нашим министерством образования. На базе своего СПО, на базе программы «Профессионалитет» мы могли бы начиная с 9‑го класса школы обучать водителей и потом устраивать их на наши предприятия. Единственное, что нужно сделать, – это снизить возраст для получения прав категории «Д» с 21 года до 19 лет».
Планируется, что разработка федерального проекта по решению кадрового голода в транспортной отрасли будет завершена в этом году. Эксперты уверены, что комплекс мер, принимаемых одновременно на федеральном и региональном уровнях позволит переломить сложившуюся ситуацию. Выиграют от этого прежде всего простые пассажиры, то есть мы с вами.