H
H e
S L n s
с
Как понять, что ребенок психологически готов к школе: разбираемся с экспертом

Психолог Мария Арюхова рассказала, как подготовить ребёнка к школе

Психолог Мария Арюхова рассказала, как подготовить ребёнка к школе

Фото: Александр Воложанин

К школе ребенка важно готовить и психологически

Фотобанк
Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Умеет читать, считать до ста, может написать свое имя. Значит ли это, что ребенка можно отправлять в школу? На родительском онлайн-собрании, организованном министерством образования и науки Нижегородской области, педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Мария Арюхова рассказала, что подготовка к школе включает в себя и психологический аспект.

В новой роли

По словам Марии Евгеньевны, важна эмоциональная зрелость, социальная адаптация и мотивация к учебной деятельности.

Эмоциональный компонент включает в себя умение распознавать, называть, управлять эмоциями. Выражать их в рамках социальных норм.

Коммуникативный компонент подразумевает готовность принять на себя новую социальную роль. Умение соотносить свои действия с действиями окружающих, взаимодействовать с другими людьми, учитывать их мнение и адаптироваться к различным социальным ситуациям. И очень важен мотивационный компонент – это желание ребенка посещать школу, увлеченность учебным процессом и стремление к новым знаниям.

Сегодня много детей непоседливых. Это говорит о неразвитости волевого компонента, который отвечает за произвольную регуляцию, внимание, позволяет ребенку выполнять задания и не отвлекаться в течение урока, доводить начатые дела до конца.

Очень важно тренировать мышление – умение ребенка анализировать информацию, обобщать ее, квалифицировать, сравнивать, выстраивать причинно-следственные связи.

В зоне риска

По каким признакам можно определить, что ребенок психологически не готов к школе?

Первое – это завышенная или заниженная самооценка. Таким детям сложно следовать правилам, контактировать со сверстниками. Если самооценка завышена, то такие дети стремятся быть всегда первыми и сталкиваются с неодобрением как со стороны других учеников, так и со стороны учителя. Такой ребенок перебивает других учеников и учителя, стремясь показать, как он много знает, постоянно привлекает к себе внимание репликами или действиями, командует, указывает. За это его вскоре начинают недолюбливать дети. Они дразнят его «выскочкой», «воображалой», да и учителю порой трудно бывает сдержать раздражение. Конфликты с учителем и детьми плачевно сказываются на школьных достижениях и успехах, ухудшают психологическое состояние ребенка.

У неуверенных в себе детей есть страх перед контактом с другими людьми, они не доверяют другим, боятся выходить к доске, испытывают страх возможностью привлечь к себе внимание. Они болезненно реагируют на новые условия своего существования.

Из-за того, что им сложно наладить отношения со сверстниками, они чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в стороне или жмутся к стенке, порой даже выжидают время, чтобы выйти из класса, никого не задев, боятся обратиться с вопросом к учителю.

Страх быть в центре внимания перерастает в ужас, когда ему нужно выйти к доске. Требовательность со стороны учителя зачастую воспринимается им как жесткость. Он испытывает постоянное стрессовое напряжение, что может существенно осложнить его личностное развитие, привести к нарушению психического здоровья, психосоматическим заболеваниям. Заниженная самооценка, постоянная неудовлетворенность собой, неверие в свои силы и успех, зависимость от оценки учителя, мнения сверстников часто приводят к апатии, нежеланию стараться, к эмоциональному срыву, к потере своего «Я».

Второе – нарушение саморегуляции, несформированностью произвольного внимания. Этм страдают дети с синдромом дефицита внимания или гиперактивности. Им сложно слушать учителя, выдерживать время урока.

С оглядкой на взрослых

Стоит отметить, что причины подобных трудностей также кроются и в сфере общения ребенка со взрослым. К 6 – 7 годам у него должен накопиться опыт общения не только с детьми, но и со взрослым. У дошкольника появляется потребность во внимании, сопереживании взрослого. Если у взрослых, находящихся рядом, превалирует авторитарный, административно-командный стиль общения, если педагог не проявляет интереса к личности ребенка, его внутреннему миру, если в общении преобладают лишь деловые мотивы, то эта потребность (во внимании и сопереживании) у него не удовлетворяется.

Ребенок, не посещающий дошкольные учреждения, зачастую не способен также различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (в учреждении, в доме, на улице), что ведет к неадекватному отношению к учителю. Так, он может пытаться установить панибратские отношения или унизить учителя, демонстрировать непослушание… Домашним детям сложно устанавливать правильное взаимодействие с учителем и со сверстниками, они часто не умеют решать конфликты, нередко возникающие в детском коллективе.

Четвертый маркер психологической неготовности – низкая мотивация к школьному обучению. Откуда берется хорошая успеваемость? Это сумма умений, знаний, навыков, желание узнавать что-то новое. Отсутствие достаточной учебной мотивации ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении. Ребенок, поступающий в школу, должен понимать и знать, зачем он получает знания и как он их может применить.

Александра Махлина

Памятка для родителя

Как помочь дошкольнику?

Формируйте у ребенка реалистичные представления о школьной жизни, чтобы он понимал, что такое урок, оценка, зачем нужна перемена, кто такой учитель, что делают ученики. Читайте книги о школе, смотрите мультфильмы и фильмы об этом, рассказывайте ребенку истории из своей школьной жизни. Но не окрашивайте свои воспоминания негативом.

Больше говорите с ребенком о том, что его окружает, расширяйте знания дошкольника о мире.

Формируйте адекватную самооценку у ребенка. Например, участие в волонтерских акциях вместе с родителями поможет ребенку ощутить свою значимость.

Дошкольнику стоит позволять общаться не только со сверстниками, но и с другими взрослыми людьми. В этом может помочь посещение кружков и секций, где ребенок приобретет опыт взаимодействия со взрослыми наставниками.

Учите ребенка понимать эмоции, к пяти годам дошкольник должен распознавать радость, грусть, страх, гнев, удивление, интерес, спокойствие. Полезно искать синонимы (спраши- вайте ребенка: как можно сказать по-другому?) радостный/ веселый, грустный/печальный/скучный. Это учит его и осознавать собственные эмоции, и понимать чувства окружающих.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::