Психолог назвала главные ошибки родителей при подготовке детей к ЕГЭ
Газета "Новое дело" №18 от 08.05.24
Подписка на газетуПодготовка к ЕГЭ вышла на финишную прямую. Дни сдачи экзаменов неумолимо приближаются, а вместе с ними нарастает и атмосфера напряжённости в семьях учеников. Причём многие родители вместо того, чтобы помочь своим детям преодолеть этот стресс, только усиливают его. Рассказываем о топ‑5 главных ошибок при подготовке детей к ЕГЭ и ОГЭ и о том, как с ними справиться.
Ошибка 1. Гиперопека и контроль
Одной из крайностей при подготовке к ЕГЭ становится гиперопека. Родители берут абсолютно всю ответственность за подготовку к экзамену на себя, не оставляя ребёнку места для самостоятельного принятия решений.
В результате у школьника складывается ощущение, что от него самого ничего не зависит. Родители и репетиторов найдут, и о расписании напомнят, и за ручку на урок отведут. Чувство ответственности снижается, а вместе с ним и мотивация, и интерес к процессу. Обычно это приводит к плохим оценкам.
«Родителям нужно уменьшить мелочный контроль за каждым действием подростка. «Ты встал? Ты поел? Куда ты пошёл?» – советует психолог Мария Попова. – Тревога родителей приводит к тому, что они начинают контролировать по мелочам. Ребёнок всё время под колпаком. Тревога от этого тоже увеличивается. Центр воли переносится на родителей – ребёнок уже не управляет своим временем и силами, ведь придёт взрослый и всё решит, скажет, куда бежать и прыгать».
Другая сторона – ребёнок может просто надорваться от нагрузки, без возможности свободно вздохнуть. Не имея шанса самому выстроить расписание, выделив время и на учёбу, и на отдых, школьник просто начинает выгорать. Приходят нервные срывы, ухудшается здоровье, из-за постоянного стресса ослабевает иммунитет. Школьник может просто замкнуться в себе – а как иначе ему получить личное пространство, если родители контролируют каждый его чих?
«Важно, чтобы ежедневный контроль за подготовкой осуществляли не сами взрослые, а дети, – говорит Мария Попова. – Здесь можно помогать концентрироваться не на результате, а на маленьких коротких задачах. Помочь построить план, распределить подготовку на маленькие этапы, найти в каждом этапе свои задачи, помочь определить, что нужно сделать ребёнку, а что родителю. Тогда концентрация будет не на большой сверхзадаче, а на маленьких задачах, и появится ощущение, что их можно переварить. Ещё один пункт – помочь в проработке плана Б: варианта, если что-то пойдёт не так».
Ошибка 2. Впадать в панику
Зачастую родители начинают переживать об экзаменах сильнее самих выпускников. Даже если они не переживают из-за оценок, а просто волнуются за будущее, это волнение всё равно передаётся детям. В итоге нервы на пределе у всех. Растёт стресс, начинаются проблемы со здоровьем, да и с концентрацией. В результате – ни хороших результатов экзамена, ни здоровых нервов.
«Взрослые сами постоянно находятся в состоянии тревоги и беспокойства о будущем и не могут справиться со своими эмоциями, – рассказывает психолог. – Они могут не давить, а просто передавать своё эмоциональное состояние, находясь всё время в стрессе. Школьник быстро заражается – мало того что у него своя тревога, так ещё и тревога взрослых. Ребёнок отражает ту атмосферу, которую чувствует от других людей. Особенно если отношения в семье хорошие, если есть контакт – детей не прессуют, но они могут заряжаться тревогой. Родителям остаётся наблюдать за своим состоянием, не передавать его детям».
Иногда нужно даже проявить больше внимания к своим чувствам, чтобы не передавать мандраж по цепочке ребёнку.
«Не надо перекладывать своё чувство тревоги на подростка, – объяснила Мария Попова. – Проговаривайте состояние: «Да, тебе трудно, я понимаю, как это непросто», то есть эмоции проговариваются и принимаются. «Не надо беспокоиться, что ты так нервничаешь» – это усиливает тревогу. Негативные эмоции ослабляются, когда у нас есть возможность на них отреагировать. Важно, чтобы подростка просто выслушали – без наставлений, обвинений и способов контроля».
Ошибка 3. Нагнетание обстановки
Зачастую родители преувеличивают значимость ЕГЭ: «Вот не поступишь – и вся жизнь под откос пойдёт».
Безусловно, результаты ЕГЭ очень важны для поступления. Но они не определяют всю дальнейшую жизнь целиком. Построить хорошую карьеру, да и просто стать достойным человеком можно и без пятёрки в аттестате. Да и проваленное ЕГЭ в крайнем случае можно будет пересдать. Кажется, что это прописная истина, но во время подготовки к экзаменам все о ней забывают.
В итоге выпускники начинают жить в постоянном страхе перед несданным экзаменом. Обычно, если человек думает, что на кону стоит вся жизнь, он проигрывает. Такая отрицательная мотивация редко приводит к успеху. Чаще она служит пищей для стресса.
«Ошибка родителей – перемотивация детей, усиление вызова и давления: «Это на всю жизнь, ставки высоки»; «Если ты не поступишь, будет плохо»; «Это конец. Это оценка всех твоих возможностей»; «Ты не поступишь, если не соберёшься», – говорит Мария Попова. – В общем, основной посыл таких высказываний – лошадь, скачи быстрее. Фактически это запугивание и снижение уверенности в том, что человек способен справиться с такой длительной нагрузкой».
Внешний вызов и так высок, нужно снижать уровень вызова, транслируемого от родителей и учителей, и повышать уровень поддержки.
Ошибка 4. Сравнение с другими
Школьники постоянно слышат от учителей, что они недостаточно готовы к сдаче ЕГЭ. Ситуацию усугубляют и родители. При этом в качестве мотивации взрослые часто используют сравнение с другими детьми.
Однако, желая показать положительный пример в лице успешного сверстника, взрослые лишь ухудшают ситуацию и расшатывают и без того нестабильную самооценку подростка.
Зачастую ребята и сами сравнивают себя с более успешным одноклассниками, а такие сравнения от родителей лишь подливают масла в огонь. Особенно в том случае, если выпускник ценит родителей, дорожит их близостью и остро воспринимает критику от них.
«Родители часто сравнивают: «Вот Петя, он молодец, посмотри, как он готовится, он супер, а ты недотягиваешь», – приводит пример психолог. – Фактически что делают родители такими высказываниями? Вызывают чувство вины и тревоги усилением своего тотального контроля и обвинениями. А это именно то, что повышает тревогу и тот самый стресс, который вызывает снижение воли и веры в себя. От учителей тоже идёт очень много негативных посланий: «У вас не получится, вы не справитесь, другие классы всё делали, а вы не делаете».
Ребёнку, наоборот, необходимо давать уверенность в его силах. А для этого дать понять, какой он молодец сам по себе.
«Можно вспоминать истории успеха, – советует Мария Попова. – Что уже удавалось и получалось, какие у ребёнка сильные стороны. Найти компонент любых способностей ребёнка, который поможет ему понять: у него есть всё, чтобы пройти это трудное время».
Ошибка 5. Забывать про отдых
Зачастую родители не оставляют ребёнку времени на друзей и свободное время. Учёба в школе, подготовка к ЕГЭ с репетитором и постоянные домашние задания – в таком круговороте бесконечных уроков легко потерять опору, особенно в подростковом возрасте.
«Важный момент – снятие напряжения, – советует психолог, – отдых, совместные активности, положительные события – любые способы поощрения, которые помогают выйти хотя бы на временное состояние расслабленности».
Общество, учителя, порой и одноклассники создают атмосферу постоянной гонки и соревнований при подготовке к ЕГЭ. Порой дом становится единственным уголком спокойствия, и родителям не стоит отнимать у ребёнка это ощущение.
«Повышение чувства безопасности – ключевое для того, чтобы справиться со стрессом, – рассказала Мария Попова. – Если учителя давят, то родители должны создавать безопасный купол с точки зрения уверенности в своих силах и способностях».
…Наступает самый сложный период в жизни выпускников и их родителей. И именно от выдержки и мудрости последних в большей степени зависит, насколько благополучно этот период завершится.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как в Нижегородской области прошла ежегодная Всероссийская акция «Сдаем вместе. День сдачи ЕГЭ родителями».