Путешествуем по местам знаменитой актрисы Изольды Извицкой в Дзержинске
Газета "Нижегородская правда" №37 от 22.06.2022
Подписка на газетуЕдва фильм «Доброе утро» вышел на экраны, выпускница ВГИКа Изольда Извицкая, сыгравшая главную роль в нём, купила билеты и пришла в кинозал. Но смотрела вчерашняя студентка вовсе не на себя и коллег в кадре, а на реакцию зрителей. В тот момент 23‑летняя Иза решала, правильно ли она сделала, что несколько лет назад уехала в Москву из родного Дзержинска и поступила на актёрский факультет в мастерскую Бибикова и Пыжовой. Как оказалось, правильно. Сегодня мы знаем Изольду Извицкую как актрису, покорившую Каннский кинофестиваль, исполнительницу ролей в известных советских фильмах, всегда искреннюю и открытую девушку. В 2022 году исполняется 90 лет со дня рождения Изольды. По этому поводу в Дзержинске, городе детства и юности актрисы, открылась выставка «Каннское эхо» и работает мемориальный зал «Кинороман».
Родом из детства
Часы-ходики, зажим для пионерского галстука отличника, брошь в виде пальмовой ветви – экспонаты для выставки собирались по всему земному шару.
«Вот, например, торшер, который много лет назад сама Изольда купила и который до конца её дней стоял в московской квартире актрисы и был свидетелем всех её радостей и печалей. На самом деле очень много можно об Изольде говорить. Она – настоящий океан, который можно исследовать годами», – рассказывает хранительница музея Мария Попова.
В Дзержинске немало мест, связанных с именем Изольды Извицкой. Актриса оказалась здесь в двухлетнем возрасте, когда город только создавался. Отец Изольды, Василий Герасимович, был инженером-химиком. Мама, Мария Степановна, работала педагогом. Сначала жили в посёлке Свердлова, где папа трудился на заводе, а мама преподавала географию в школе № 1. Именно в эту школу в первый класс пошла Изольда, и в архиве газеты «Свердловец» до сих пор хранится фотография её, первоклассницы-отличницы, среди других девочек-отличниц.
Вторым дзержинским адресом Извицких стал дом № 4 в переулке Жуковского. Крыльцо этого дома было первыми театральными подмостками Изольды – на его ступенях она читала стихи, а её одноклассницы и первые поклонники вдохновенно слушали. С него же в 1950 году она уезжала в столицу за мечтой стать актрисой. Сейчас это крыльцо стало кинодостопримечательностью Дзержинска – оно украшено фотографиями актрисы, рядом установлена мемориальная доска, а благодарные жители и поклонники Изольды собираются у него в день её рождения, чтобы возложить цветы и почтить память знаменитой землячки.
Во ВГИКе Изольда оказалась на звёздном курсе. Она училась с Юрием Беловым, Надеждой Румянцевой, Маргаритой Креницыной, Майей Булгаковой. Уже тогда, в студенческие годы, Изольда начинала сниматься как в дипломных работах студентов‑коллег, так и в фильмах больших режиссёров. «Богатырь» идёт в Марто», «Тревожная молодость», «Первый эшелон»… Близилась знаковая роль Марютки в фильме Григория Чухрая «Сорок первый».
Русская Мерилин Монро
История о девушке-снайпере Марютке и белогвардейце Вадиме Говорухе-Отроке, которого сыграл Олег Стриженов, облетела весь мир. В 1957 году «Сорок первый» был представлен на Х Международном кинофестивале в Каннах. Изольда, не бывавшая до этого за границей, сразу смогла привлечь внимание журналистов, фотографов и критиков. Она ничуть не стеснялась, смело позировала для обложек и покоряла гостей фестиваля своей улыбкой. Извицкую называли русской Мерилин Монро, но она оставалась простой, скромной и доброй, и именно этим привлекала к себе внимание.
В один из дней фестиваля советскую делегацию пригласили на пикник на остров, находящийся рядом с Каннами. Среди прочих украшений и развлечений Изольда заметила ослика с розами на голове. Со свойственной ей непосредственностью она обратилась к Чухраю: «Григорий Наумович, можно я поглажу?» – и, получив одобрение, обняла и поцеловала ослика. Этот момент тут же попал в объективы фотоаппаратов, а дальше – во французские газеты. На следующий день Изольда получила обвинение от советского чиновника, входившего в киноделегацию, в недостойном поведении. Это было большим и страшным потрясением для актрисы. Однако за неё вступились, претензии признали необоснованными, а обидчика выслали из Франции.
Во время фестиваля многие французские журналисты публиковали фотографии актрис в шикарных элегантных и открытых платьях от известных дизайнеров. Изольда же не могла похвастаться такой откровенностью нарядов или их стоимостью в несколько тысяч долларов, однако, несмотря на скромность и некую аскетичность, советская актриса выглядела в них женственно и привлекательно. Тем не менее в очередном номере, посвящённом Каннскому фестивалю, под фотографией Изольды Извицкой в лёгком ситцевом платье французские редакторы с насмешкой написали: «Она тоже надела самое лучшее». Публикация больно ударила по самооценке актрисы, утешить её не могли ни режиссёр Григорий Чухрай, ни партнёр по площадке Олег Стриженов.
К счастью, журнал попал в руки русской эмигрантки Надежде Петровне Леже, которая, возмутившись хамским отношением к девушке, купила роскошное платье в бутике «Диор» и преподнесла его Изольде. И в этом платье советская актриса блистала на кинофестивале в объективах фотографов, поражая своей природной красотой и обаянием всех вокруг.
Вскоре после Каннского фестиваля в 1959 году Изольда со своими коллегами отправилась с гастролями по Советскому Союзу. От непогоды автобус, на котором ехали актёры, сломался и остановился в глухом посёлке в Алтайском крае. Вечер, метель, устранить поломку никак не удавалось, все замерзли. Изольда решает пойти попросить помощи в единственном домике, в котором ещё горит свет. Дверь ей открыл 10‑летний мальчик. Он узнал актрису, разбудил маму, которая приняла бедных путешественников, накормила их пельменями и оставила на ночь.
На следующий день автобус починили, актёры собрались дальше в путь, а мальчик, которого звали Саша, попросил Изольду оставить ему послание. На её вопрос о мечте он ответил, что хочет делать кино. И Изольда, вспомнившая, как важно ей было в детстве, чтобы в неё поверили, написала: «Саша, твоя мечта обязательно сбудется». Спустя несколько лет они встретились с этим мальчиком, на тот момент уже студентом, в Горьковском театральном училище, куда Извицкая приехала рассказать землякам о своей работе. Слова Изольды оказались счастливо пророческими. Мечта мальчика сбылась – он вырос и стал народным артистом России Александром Панкратовым-Чёрным.
Чтобы помнили
Изольда Извицкая часто становилась примером для ребят. Когда приезжала в родной город, она всегда увлечённо и с любовью рассказывала юным дзержинцам о съёмках, гастролях и наградах. Те, кто знал актрису, говорили, что она всегда очень аккуратно и внимательно подписывала открытки и фотографии поклонникам и в конце каждого послания ставила: «Из. Из.». Примечательно, что по возвращении с Каннского фестиваля Изольда первым делом поехала не в Москву, а именно в Дзержинск, где её ждали все жители города. Они собрались на стадионе, а Изольда стояла в центре, улыбалась и застенчиво разводила руками.
Сегодня в Дзержинске хранят память об актрисе. Её имя носит городской кинозал, в переулке Жуковского находится крыльцо Изольды, а во Дворце культуры химиков существует мемориальный зал «Кинороман», посвящённый истории любви двух знаменитый дзержинцев – актрисы Изольды Извицкой и кинооператора Вячеслава Короткова.
Поклонники актрисы также могут посетить выставку «Каннское эхо», открывшуюся к 90‑летию Изольды и 45‑летию триумфа фильма «Сорок первый» на кинофестивале в Каннах. На выставке представлены фотографии, афиши, заметки из газет и журналов о советской картине и актёрах. Есть и тот самый кадр с осликом, и коллаж с Мерилин Монро, и Изольда в платье от Диор. В музее хранятся архивные фотографии Изольды и Вячеслава, предметы мебели, воссоздана эпоха их молодости и любви. Найдётся даже воспроизведённая по фотографиям копия платья, в котором актриса блистала в Каннах.
Из экспонатов, хранящихся в музее, по крупицам собирается образ доброй, светлой и открытой миру Изольды Извицкой: вот парфюм, которым она пользовалась; вот буклет вгиковца, подобный тому, что она получила, поступив в университет; вот шоколад с золотыми инициалами «Из. Из.» – как и актёрская профессия, блестящий снаружи и горький внутри. Складывается образ девушки, которая, став мировой звездой, не потеряла обаятельность и искренность и именно такой осталась в памяти людей и на киноэкранах.
Надежда Фильцова