Пять главных вопросов об инфраструктурных кредитах
Газета "Нижегородская правда" №54 от 26.07.2021
Подписка на газетуСтроительство новых станций метро и жилых домов, модернизация общественного транспорта и редевелопмент исторического центра Нижнего Новгорода – всë это станет возможным благодаря инфраструктурным бюджетным кредитам. Нижегородская область была выбрана в качестве пилотного региона, которым впервые станут доступны такие финансовые механизмы. Разбираемся, что они из себя представляют и как помогут Нижегородской области совершить прорыв.
Что такое инфраструктурный бюджетный кредит?
Это новый механизм развития регионов. Анонсировал его президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию в апреле этого года.
Средства предоставляются из федерального бюджета субъекту РФ на реализацию инфраструктурных проектов.
Каковы условия выдачи кредита?
Инфраструктурные бюджетные кредиты будут выдаваться по ставке не более 3% годовых и сроком погашения – до 15 лет.
Кредиты будут предоставляться только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне.
– До конца 2023 года регионы получат бюджетных кредитов на сумму до 500 млрд рублей. Это колоссальный финансовый ресурс, который не так просто освоить. Задача непростая, работать придется серьезно. Все средства должны быть вложены только в инфраструктурные проекты, после чего качество городской среды возрастет в разы, – отметил заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин. – Потом программа будет продлена до 2026 года, и в инфраструктуру будет вложено еще 500 млрд рублей на возвратной основе.
У каких проектов есть шанс получить кредит?
Как ранее отмечал президент, в приоритете проекты, которые «будут служить инвестициями в создание рабочих мест, в благополучие миллионов российских семей». Среди них – строительство автомобильных дорог, обходов городов, обновление системы ЖКХ и общественного транспорта, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии.
Конкретные проекты будут отбираться на конкурсной основе.
– Критерии простые – мы будем учитывать численность населения субъектов, уровень общей долговой нагрузки регионов. Решения об отборе проектов будут приниматься с учётом базовых показателей при их реализации. Это окупаемость, планируемый объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет субъекта. Нам также принципиально важно, чтобы объем привлекаемых внебюджетных средств был не менее объема инфраструктурного бюджетного кредита. Мы будем учитывать и количество созданных рабочих мест на 1 млн рублей кредита, – рассказал Марат Хуснуллин.
Что планируется реализовать в Нижегородской области?
Нижегородская область одной из первых подготовила заявку на предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на сумму 61,4 миллиарда рублей до 2024 года.
Наша заявка включает несколько направлений: реформа общественного транспорта, развитие южных территорий Нижнего Новгорода для жилищного строительства и редевелопмент исторического центра Нижнего Новгорода с вовлечением в активную городскую жизнь более 300 га, расположенных в шаговой доступности от Нижегородского кремля.
Если конкретно, то нижегородцев ждет строительство новых станций метро, создание дублера проспекта Гагарина и нового моста через Оку, обновление инфраструктуры электротранспорта.
– Реформа общественного транспорта – одно из главных направлений нашей заявки на получение средств в рамках инфраструктурного меню. Основная концепция была поддержана президентом России Владимиром Путиным. В частности, планируется модернизация и расширение инфраструктуры городского электротранспорта – это реконструкция 97 км существующих путей, строительство 24 км новых путей, обновление сетевого хозяйства. Параллельно с модернизацией инфраструктуры планируем обновить почти 360 единиц подвижного состава. Вторым этапом является строительство метрополитена – четырех новых станций, – сообщил губернатор Глеб Никитин.
Как пояснил глава региона, комплексная программа развития Нижегородской агломерации в настоящее время структурирована с применением различных инструментов из «инфраструктурного меню». В рамках проекта будут применяться как бюджетные кредиты, так и инфраструктурные облигации.
В частности, за счет облигаций планируется застройка Черниговской набережной в Нижнем Новгороде, освоение территории для жилищного строительства в районе Ольгина и Новинок.
Какие проекты представляют другие регионы?
Заявки поступили от 50 регионов на общую сумму в 2,5 трлн руб. Среди пилотных регионов помимо Нижегородской области назывались Челябинская, Свердловская, Саратовская, Тюменская и Тульская.
В Саратовской области, к примеру, планируется реализовать проект застройки территории бывшего аэропорта Саратова. 220 га практически в самом центре Саратова освободились после введения в строй нового аэропорта.
В Свердловской области деньги инфраструктурных кредитов планируется потратить на проекты, связанные с дорогами, жилищно-коммунальным хозяйством, строительством многоквартирных домов и транспортной сферой.
Завершить строительство метро с помощью инфраструктурных кредитов рассчитывают в Челябинской области. Кроме того, деньги могут пойти на обновление трамвайного и троллейбусного парка.
В Тульской области также делают ставку на развитие транспорта. Только в этой сфере представлено 17 проектов: расширение улиц, строительство многоуровневой развязки, реконструкция шоссе и так далее. Кроме того, в планах также строительство коттеджного поселка для врачей, вторая очередь особой экономической зоны и другое.
В Тюменской области с помощью бюджетных кредитов надеются ускорить строительство школ, детсадов и других социальных объектов.
Отбор проектов для финансирования с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов будет проводиться в правительстве России до конца года.