Пять проектов юных нижегородцев участвуют в конкурсе «Инженерные кадры России»
Газета "Нижегородская правда" №18 от 27.03.24
Подписка на газетуРоботы-помощники для кафе, роботизированное оснащение для лаборатории больницы, приспособление для быстрого производства деталей в авиационной промышленности – эти и другие проекты детей заняли первые места на региональном этапе всероссийского профориентационного технологического конкурса «Инженерные кадры России».
На всероссийском этапе регион представят пять команд юных нижегородцев. В их составе воспитанники детских садов и учреждений дополнительного образования, а также ученики средних профессиональных образовательных учреждений до 17 лет. Конкурс проводится в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
В помощь нашим защитникам
Попробовать себя в инженерной и проектной деятельности сегодня можно уже в детском садике. Так, команда саровского детского сада № 41 победила в категории «ИКаРенок» с проектом «ППешки-БЕЗЕшки»: дошколята спроектировали роботов-помощников для кафе.
«Перед подготовкой проекта ребята сходили в кафе правильного питания в бассейне и заметили, что там не успевают быстро обслуживать клиентов, – рассказывает заведующая саровским детским садом № 41 Ирина Клочкова. – Дети загорелись помочь и спроектировали роботов-помощников: робота-официанта, робота-посудомойщика и робота-тестомесителя. Сначала нарисовали их, а потом построили из робототехнического конструктора».
Жюри оценило и само исполнение проекта: дети связали крючком маленькие кастрюльки, сковородочки, тарелочки, из пластилина слепили морковку и другие овощи. Даже бассейн связали!
В числе победителей в этой категории ещё две команды дошколят: детского сада № 100 Нижнего Новгорода и детского сада № 20 «Сказка» города Бор.
Команда «Волонтёры победы» детского сада № 20 «Сказка» города Бор предложила усовершенствовать процесс помощи военным СВО. Их проект называется «Цех 52».
«Мы сходили на экскурсию к нашим борским волонтёрам, которые занимаются помощью военным – плетут сети, делают окопные свечи, собирают посылки с гуманитарной помощью, – говорит куратор проекта, старший воспитатель Светлана Гуськова. – И мы решили ускорить эти процессы с помощью роботов».
Проектный подход
Проект роботизированных поилок для фермерского хозяйства разработала команда «Киселева слобода» Чкаловского дома детского творчества. Идея облегчить труд фермеров пришла во время экскурсии в крестьянско-фермерское хозяйство по производству сыра из козьего молока. Команда стала абсолютным победителем в категории «ИкаР-СТАРТ».
«Ребята из начальных классов у нас уже собирают электронные схемы, самостоятельно делают датчики из картона и фольги и сами всё подключают по технологии «Электроника на бумаге», – говорит педагог дополнительного образования Чкаловского дома детского творчества Галия Горохова. – Ребёнок при этом видит всю физику процесса, понимает, как всё устроено. И главное, что у них уже проектный подход – они видят проблему, варианты её решения, выбирают из них самые рациональные, подбирают лучшие материалы».
А самая опытная команда Чкаловского дома детского творчества – «Робомед» – выступила в самой сложной категории «ИКаР-ТехноКвант». Ребята разработали оборудование для клинической лаборатории Чкаловской центральной районной больницы. На экскурсии в ЦРБ они обратили внимание, что лаборант клинической лаборатории разделает кровь на фракции вручную. При этом движения руки должны быть очень точными, а ответственность очень большая: если испортишь анализ, то пациенту не будет вовремя поставлен диагноз.
«Ребят поразила преданность лаборантов своему делу: специалист делает до 100 анализов в день, это достаточно рутинная работа, но они относятся к ней очень ответственно и с любовью, – отмечает Галия Горохова. – И дети создали модели, основанные на школьной физике, которые позволяют точно отмерять порции крови. Эти ребята занимаются у нас уже седьмой-восьмой год, с первого-второго классов. У них большой опыт выступлений и поездок. Некоторые уже определились с будущей профессией. Наши занятия дают возможность проявить себя и определиться, какие у кого склонности. В проектной деятельности они могут всё попробовать – и писать проект, и презентации делать, и дизайном заниматься, и руками собирать, и программировать, и выступать. Очень важно умение защищать свой проект, отстаивать свою точку зрению, не стесняться. Ценность проектной деятельности в том, что дети смогут потом правильно определиться с профессией».
Кстати, ребята из Чкаловского дома детского творчества успешно выступили и на региональном этапе всероссийского конкурса «Юные техники XXI века» и тоже заняли первое место с проектом роботизированных протезов.
Высокий полёт
А команда первокурсников Арзамасского приборостроительного колледжа им. П. И. Пландина разработала приспособление для изготовления детали – втулка для авиационной промышленности. Проект занял первое место в категории «ИКаР-ТехноКвант».
«Это приспособление позволит сделать процесс обработки втулки более простым и быстрым, что сейчас особенно важно, потому что эта деталь используется и в военной промышленности, – говорит куратор проекта, преподаватель Дмитрий Игнатьев. – Идея принадлежит тренеру команды, нашему пятикурснику Ивану Крайнову, который является победителем различных инженерных конкурсов. Мы напечатали приспособление на 3D-принтере, собрали его и уже испытали на станке ЧПУ на Арзамасском приборостроительном заводе».
В мае победители регионального этапа отправятся отстаивать честь Нижегородской области на финал конкурса в Челябинск.
Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"